Ученые обнаружили, что микробы защищаются от антибиотиков «ложными целями»

Сотрудники Лондонского имперского колледжа обнаружили, что лекарственно-устойчивый золотистый стафилококк делает бездейственным антибиотик даптомицин, выбрасывая «ложные цели» из мембранных фосфолипидов.

Об этом сообщил портал N+1 со ссылкой на Nature Microbiology.

Случаи устойчивости к даптомицину регистрируются с 2005 года, в настоящее время неэффективность терапии им доходит до 20%. Причем, внутрибольничные штаммы стафилококка значительно чаще проявляют резистентность к антибиотику, чем природные. Механизм подобной устойчивости до сих пор известен не был.

Ученые провели ряд экспериментов с различными штаммами золотистого стафилококка. Они убедились, что, как было показано ранее, даптомицин значительно хуже действует на больничные штаммы бактерии, у которых часто встречается дефект системы чувства форума Agr (эта система позволяет некоторым видам бактерий координировать свои коллективные действия с помощью выработки химических стимулов).

Помещая бактерии и продукты их жизнедеятельности в различные условия, ученые выяснили: инактивация антибиотика обусловлена тем, что стафилококки активно выделяют в окружающую среду «ложные цели» в виде отдельных молекул и небольших мицелл фосфатидилглицерина (ФГ) своих мембран (основной мишени даптомицина). При этом, хотя ФГ выделяют все штаммы возбудителя, он эффективно связывает антибиотик только у бактерий с дефектом Agr.

При этом сообщается, что такой механизм защиты возник из-за мутации, которая часто наблюдается у внутрибольничных штаммов бактерий. У мутантных штаммов с нарушенным синтезом фенол-растворимых модулинов альфа выделенный ФГ оставался в свободном виде и эффективно нейтрализовывал антибиотик.

Учитывая имеющиеся данные о том, что действующий на клеточную стенку антибиотик оксациллин (производное пенициллина) усиливает действие даптомицина, ученые исследовали их совместное действие на разные штаммы стафилококка. Оказалось, что оксациллин в дозах, меньше терапевтических, восстанавливает активность даптомицина в отношении бактерий с дефектом Agr, поскольку снижает уровень выброса ФГ.

"Омикрон" еще не привел ни к одной смерти, - ВОЗ"Омикрон" еще не привел ни к одной смерти, - ВОЗ