Шесть самых необычных в истории способов защиты видеоигр от пиратства

Системы DRM — современный вариант классической защиты от копирования, не позволяющей делать точные копии контента, защищённого авторскими правами. Однако ещё задолго до появления «цифрового управления правами» существовали довольно странные, но вполне эффективные способы противодействия несанкционированному копированию. 

В музыкальной и киноиндустрии тогда господствовали аналоговые форматы, которые было невозможно скопировать без ухудшения качества, а эпоха CD, VideoCD и DVD и, тем более, дешёвых компьютерных рекордеров ещё не настала. Неудивительно, что все эти остроумные способы появились именно в индустрии видеоигр, которые представляли собой программы, то есть цифровой код, который можно полностью воспроизвести без какого-либо ущерба для его качества.

1. Физический логотип

В отличие от компьютеров с унифицированными интерфейсами и сменными накопителями, игровые приставки сами по себе представляли собой готовую систему защиты от копирования. Как правило, в них использовались картриджи оригинального дизайна, которые невозможно было скопировать не только из-за отсутствия совместимых накопителей, но и из-за самой формы их корпуса. Разумеется, это не могло остановить настоящих пиратов, располагающих необходимым инженерным и производственным оборудованием, но для обычных пользователей такие ограничения были непреодолимы.

6-copy-protections-01
6-copy-protections-02

Способ защиты считался настолько удачным, что после выпуска специального дисковода Family Computer Disk System для приставки Nintendo Family Computer (в России она известна по пиратскому клону под названием Dendy) она была реализована и в использовавшихся в нём дискетах. 2,8-дюймовые дискеты для FDS отличались от стандартных 3,5-дюймовых по габаритам, но дело в том, что подобные диски Quick Disk, разработанные фирмой Mitsumi, широко применялись и в другой бытовой электронике — от электронных пишущих машинок до музыкальных синтезаторов. Поэтому дополнительным средством защиты стал огромный логотип Nintendo, отштампованный в нижней части дискеты. Дискеты без этого логотипа не распознавались в системе, даже если на них были записаны те же самые данные, что и на фирменных дисках.

2. Удаление «сейвов»

Оригинальные картриджи, конечно, вполне эффективный способ защиты от копирования, если только за дело не принимаются профессиональные пираты, способные изготовить подделки, отличающиеся от оригинала лишь в незначительных деталях. Однако к началу девяностых стали получать распространение всевозможные устройства для «резервного копирования» игровых картриджей, в которых, в частности, использовались самые обычные компьютерные дискеты. 

Легальность таких устройств была весьма сомнительна и та же Nintendo отчаянно судилась с их производителями, но вместе с тем копирование оригинальных картриджей стало доступно даже простым пользователям. Поэтому разработчики игр стали применять более высокотехнологичный способ, внося в программный код функцию проверки спецификаций «железа», на котором запускается их приложение. Если обнаруживался, к примеру, какой-то нестандартный накопитель, игра могла либо вовсе не запускаться, либо в её ходе возникали какие-то неприятные сбои вроде отказа «сохраняться».

Компания EarthBound, один из крупнейших производителей игр для приставки Super Nintendo (SNES), реализовала ещё более коварный способ защиты. Первоначально при запуске пиратская копия должна была работать как обычно, но количество врагов, с которыми надо было сразиться, при этом стремительно увеличивалось, делая игру практически непроходимой. Однако если игрок всё-таки умудрялся дойти почти до самого конца, то перед схваткой с главным «боссом» игра «зависала», а все данные сохранений удалялись. 

3. Вращающийся картонный диск Dial-A-Pirate

Если у видеоприставок существовал хотя бы какой-то базовый способ защиты от пиратства в виде проприетарных картриджей, то у игр для ПК такого не было никогда. В результате в ход шли всевозможных ухищрения вроде дискет со сбойными секторами, которые было невозможно скопировать «в лоб». Но это одновременно значило, что пользователь лишался возможности сохранить резервную копию игры, а учитывая уровень надёжности дискет, на которых они поставлялись, это было более чем актуально. Необходимый компромисс был найден в виде специальных кодовх и паролей, которые прилагались к лицензионной копии игры

Абсолютно книжный «аналоговый» способ защиты от копирования использовала в игре The Secret of Monkey Island компания Lucasfilm Games. В комплект поставки входит вращающийся диск Dial-A-Pirate с изображением пиратов и прорезанными окошечками, в которых можно было увидеть разные числовые коды. В процессе игры на экране появлялось лицо пирата и место, где он был повешен, а игрок должен был найти это лицо, вращая диск. После этого в соответствующем окошечке был виден код, который нужно было ввести для продолжения.

6-copy-protections-03

В других играх часто использовались всевозможные физические головоломки и прочие занятные мелочи, которые можно было взять в руки. Впрочем, такие ухищрения довольно быстро стали бессмысленными, поскольку игроки стали выкладывать коды и способы решения задач в форумы и на специализированные сайты в интернете. В дальнейшем они были полностью вытеснены привычным CD-кодом, который вводится при установке игры.

4. Лист бумаги с кодами

Одним из вариантов физической защиты незащищённого цифрового носителя служили длинные списки многочисленных кодов, прилагаемые к лицензионной версии игры. Этот способ защиты применялся в чрезвычайно популярных играх вроде SimCity или Teenage Mutant Ninja Turtles во времена компьютеров Commodore 64 и Amiga.

Такие списки обычно печатались на бумаге тёмного цвета почти таким же тёмным шрифтом. Эти листы было невозможно скопировать на чёрно-белом ксероксе, который просто не «видел» отличия в оттенках, зато любой пользователь их мог без проблем прочитать. Коды надо было вводить довольно часто, что заставляло всегда держать список под рукой и, естественно, немало раздражало пользователей.  

5. Линза Lenslok

Распространение интернета означало, что любой секрет, заложенный разработчиками в игре, решение любой головоломки и любой код немедленно становились известны всем желающим. Поэтому требовался какой-то новый способ физической защиты от копирования. 

6-copy-protections-04

Самым странным из них, без сомнения, была линза Lenslok. Как можно догадаться по названию, это такая линза, которая служит своеобразным «замком» для игры. Чтобы прочитать код, выводимый на монитор или экран телевизора, нужно было приложить эту линзу к дисплею. При этом нужно было поднести Lenslok к правильному месту, а на слишком маленьких или слишком больших экранах она и вовсе не срабатывала.

6-copy-protections-05

По понятным причинам, Lenslok не получил особого распространения. Самая известная игра, в которой использовалась подобная линза — это космический файтер Elite родом из восьмидесятых. Впоследствии эта идея трансформировалась в ключ-донгл, который нужно было устанавливать в один из портов (обычно, СOM или USB) компьютера или приставки. Такой способ был намного практичней, но при этом донглы регулярно терялись, и последняя игра, в которой они были замечены, это DJMax Trilogy 2008 года. И, естественно, её защита была всё равно со временем взломана.

6. «Глюки» при запуске пиратских копий

В 1990-х уже вовсю внедрялось «цифровое управление правами», но ещё на довольно примитивном уровне. Cами CD и приводы CD-ROM были чрезвычайно дороги вплоть до конца девяностых, а когда на рубеже столетий оптические накопители стали общедоступными, в арсенале многих разработчиков был лишь CD-ключ, вводимый при установке программы. В приставках, помимо ключа, традиционно применялась и аппаратная защита, но её тоже было несложно обойти.

Распространение широкополосного интернета заставило производителей ПО серьёзно задуматься: теперь пользователи могли с лёгкостью обмениваться не только отдельными ключами или кодами, но и целыми образами игр. Вполне адекватным ответом на это стала онлайновая проверка ключа, которая привела к созданию таких способов распространения игр, как онлайновые платформы Origin или Steam.

6-copy-protections-07

И если большинство современных технологий DRM препятствует даже запуску незаконно скопированной игры, некоторые производители предпочитают покуражиться над халявщиками и, следуя заветам EarthBound, расставляют им всевозможные ловушки, не позволяющие в полной мере насладиться геймплеем.

Например, в пиратской Crysis:Warhead ваше оружие будет стрелять курами, в Serious Sam 3 игроку будет постоянно докучать невидимый скорпион, в Game Dev Tycoon ваша игровая студия быстро разорится, а Command and Conquer Generals ваша база вскоре просто взорвётся. Обычно такие ловушки срабатывают при отрицательном результате онлайновой проверки ключа либо при обнаружении деактивированной или удалённой системы DRM.



Олег Нечай, Компьютерра





Интересные новости
Тиражируется "Ex Machina: Меридиан 113"Тиражируется "Ex Machina: Меридиан 113"
Dragon Age Origins: скриншоты и консоли
Новые скриншоты из NFS CarbonНовые скриншоты из NFS Carbon
Voodoo Extreme выбирает игры 2008
Новые картинки WoW: The Burning CrusadeНовые картинки WoW: The Burning Crusade
Блок рекламы


Похожие новости

SONY покупает разработчика видеоигр Bungie за 3,6 миллиарда долларовSONY покупает разработчика видеоигр Bungie за 3,6 миллиарда долларов
Valve рассказала о самых успешных играх Steam в уходящем году
Спустя шесть лет после релиза в Bloodborne обнаружили баг, который позволяет расправляться с боссами за считаные секунды
Продолжение истории Тёмного эфира, артефакты и окружённый Сталинград: детали зомби-режима Call of Duty: Vanguard
Видеоигры помогают похудеть (да, это реальное исследование!)
Олимпиаду в Токио открыли музыкой из популярных видеоигр: Sonic, Final Fantasy, Monster Hunter и других
EA опровергла слухи о добавлении рекламных роликов в их видеоигры
Хакеры взломали систему одного из крупнейших производителей видеоигр Electronic Arts
Видео: разнообразие локаций и способов их изучения в новом трейлере Ratchet & Clank: Rift Apart
Культовый японский видеоигровой магазин Super Potato начал продавать редкие товары на eBay
Последние новости

Подгружаем последние новости