Бороться и не сдаваться!

На фото — легендарный советский лыжник Вячеслав Веденин, личность подлинно историческая в самом высоком смысле этого слова.

Уже перед выходом из леса на лыжный стадион, куда, услышав о происходящем, устремились едва ли не все журналисты, работавшие на Олимпиаде, Веденин настиг Харвикена. Надломленный психологически норвежец безропотно уступил сопернику лыжню.

Бороться и не сдаваться!

Спортсмен, умевший побеждать и не умевший сдаваться в безнадежных, казалось бы, ситуациях. Именно так: и то и другое во множественном числе. В безнадежные ситуации Вячеслав Петрович попадал не по собственной воле, не в результате собственных ошибок.

Вглядитесь повнимательнее: предельная концентрация, максимальная сосредоточенность, он не оглядывается на соперников, смотрит на снег, словно втолковывая ему, что все равно преодолеет и затяжные подъемы, и непредвиденные обстоятельства.

«Не моя погода», «Не попал в мазь» — таких привычных для других лыжников оправданий от Веденина никто и никогда не слышал. Он все доказывал на трассе.

Держава у нас самая что ни на есть лыжная, и сегодня мало кто помнит, что все золото на Белых олимпиадах в копилку сборной СССР в этом виде программы приносили женщины. А первым нашим чемпионом Игр в лыжном спорте стал Вячеслав Веденин в гонке на 30 км. Случилось это в Саппоро в 1972 году.

Но там же, в Саппоро, Веденин провел и свою самую яркую гонку — эстафетную. За золотые медали боролись две команды — советская и норвежская. Равная борьба шла на двух первых этапах. На третьем Ивар Форму оторвался от Федора Симашова на минуту и восемь секунд. На дистанции 10 км такой гандикап можно отыграть разве что у заведомого аутсайдера или экзотического африканца, что появились в последние годы на лыжных трассах. Но соперником был выдающийся норвежский лыжник Йос Харвикен. От третьего места отрыв был еще больше, и все стало ясно: у сборной СССР серебряные медали. Этот расклад привел к казусу. Наши тренеры свернули рации и начали покидать трассу. Какой смысл вести Веденина, если он вышел на старт, даже не видя норвежца, тот за эту минуту и 8 секунд успел скрыться в лесу.

Вячеслав, как герой песни Владимира Высоцкого, «на десять тыщ рванул, как на пятьсот», только отнюдь не спекся. Спекся титулованный Харвикен, увидев неожиданно для себя советского лыжника. Это был психологический нокаут. Вместо того чтобы попытаться взвинтить темп, Харвикен начал часто оглядываться на соперника. Неподалеку тренировались наши биатлонисты. Их тренеры сообщили коллегам из лыжной сборной о чуде, которое творит Веденин. Те бегом вернулись на трассу, на ходу доставая рации.

Уже перед выходом из леса на лыжный стадион, куда, услышав о происходящем, устремились едва ли не все журналисты, работавшие на Олимпиаде, Веденин настиг Харвикена. Надломленный психологически норвежец безропотно уступил сопернику лыжню. Стадион взревел от восторга, когда первым появился Вячеслав Веденин.

Самое интересное, что этот спортивный подвиг Вячеслав Петрович совершил второй раз за карьеру. На чемпионате мира по лыжным гонкам в Высоких Татрах 1970 года, он тоже был финишером сборной СССР в эстафете и вышел на старт заключительного этапа, когда наша команда уступала лидерам — лыжникам ГДР 40 секунд, и смог в яростной схватке завоевать первое место.

Тогда ему противостоял Герд Хесслер. И тоже никто не верил, что Веденину удастся ликвидировать отрыв.

И только он сам всегда верил в победу.






Последние новости

Подгружаем последние новости