Японские шашки го сдаются вслед за шахматами: компьютер обыграл лучших мастеров
Недавно на престижном турнире по японским шашкам го Taiwan Open 2009 компьютерная программа MoGo обыграла двух профессионалов в битве на гобане (доске для игры в го) 19 х 19. С в 7 камней она победила игрока девятого дана Дзюньсюнь Чжоу, а с форой в 6 камней сломила сопротивление игрока первого дана Личэнь Чиэня.
Отметим, что девятый дан - это предел мастерства, профи высшей пробы. Учитывая фору, данную машине, можно сказать, что она выступила на уровне если не профессионала, то самого сильного любителя.
Примерно в то же время другая программа го - Many Faces - на конференции-выставке Американской ассоциации продвижения науки (AAAS Мeeting 2009), проведённой в Чикаго обыграла одного из сильнейших американских игроков в го Джеймса Кервина, хотя и опять-таки с предоставленным машине существенным гандикапом (7 камней).
Китайские легенды датируют рождение го началом второго тысячелетия до нашей эры. Эта древняя игра, пожалуй, даже более сложна, чем шахматы, и, как отмечает Мембрана.ру, для машинного интеллекта она определённо сложнее. Тем ярче достижение компьютерщиков.
Лет пять назад программы го могли уверенно выигрывать исключительно у детишек, недавно приступивших к изучению этой мудрой стратегической игры. С обычными любителями те же программы играли на равных, ну а профессионалам машины бесславно "сливали", даже имея гандикап в 25 камней.
Напомним, что в 1997 году суперкомпьютер сенсационно выиграл шахматную партию у гроссмейстера Гарри Каспарова. В 2002 году "кремниевый шахматист" Deep Fritz сыграл с Владимиром Крамником вничью, а в 2006-м та же программа победила-таки и этого чемпиона.
Примечание.
Гандикап (фора) в многоэтапных спортивных соревнованиях, согласно Википедии, - способ отражения лидерства на предыдущих этапах. Система форы при игре в го определяется рангами игроков. Так, игроки 1-го и 2-го дана будут играть на равных, если первый получит фору в один камень.