Оскароносный чешский режиссер Иржи Менцель: "Во мне тоже сидит Дон Жуан"
Режиссер признался, что снимал фильмы для матери и ждал одобрения отца
Иржи Менцеля называют классиком чешского кинематографа. Фото: А. Жуков
Классик чешского кинематографа Иржи Менцель привез на Международный Одесский фестиваль свою дебютную ленту — военную драму «Поезда под пристальным наблюдением», за которую в далеком 1966 году получил «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм». За день до показа режиссер поделился своими соображениями о реалиях кинематографа.
— Вы сейчас работаете над новым фильмом — «Дон Жуан», не много ли в вашем творчестве этих мотивов?
— Нет. Я вас поправлю, моя работа называется «Донжуаны». Это лента не об одном каком-то конкретном человеке, а о мужчинах в целом. В каждом из нас есть этот герой, в каждом мальчике, мужчине и в каждом дедушке сидит такой Дон Жуан. И во мне тоже.
— Вы снимаете умное, глубокое кино, которое не всегда принималось системой, в Чехословакии ваши работы даже находились под запретом. В современном обществе, на ваш взгляд, есть место людям с подобными принципами, могут ли они стать успешными сейчас?
— Именно так всегда было и будет в дальнейшем. Фильмы нужно создавать не только для себя и удовлетворения своих амбиций. Киноленты создаются, прежде всего, для зрителей, но делать это нелегко. Сейчас множество фильмов, созданных дешевым путем и наполненных дешевыми мыслями. Коль уж вы взялись за кинопроизводство, то не оскорбляйте зрителя дешевыми мыслями. Я всегда придерживался этого правила.
— Для кого вы снимаете? Ведь некоторые из ваших работы достаточно сложны для восприятия?
— Моя мама была портнихой, шила одежду для женщин, а отец был интеллектуалом, очень образованным человеком. Еще в вузе я для себя решил снимать такие фильмы, которые будет понимать моя мама, но за которые мне никогда не будет стыдно перед моим отцом.
— В Украине, да и во всем бывшем СССР люди мало знакомы с современным чешским кино, равно как и чешский зритель не знает, что снимают у нас. Почему?
— Думаю, дело в том, что все привыкли к низкосортной американской продукции. У нас в Чехии множество потрясающих детских сказок, фильмов для детей. А самый популярный фильм в нашей стране — «Морозко» (киностудия им. Горького, 1966 год. — Авт.), его знают и смотрели абсолютно все.
— Как вы относитесь к тому, что в киноклубах ваши фильмы показывают бесплатно?
— Я ничего не могу с этим поделать. Большинство моих фильмов снято без авторской лицензии. Композитор, писавший музыку к этому фильму, стал колоссально богат, а я беден.
— Как изменился зритель?
— Из-за насилия в кино зритель жаждет острых ощущений, стал более циничным и суровым. Когда-то «Бонни и Клайд» всех потряс, его обсуждали, а теперь он «слишком слаб».
— Какие бы вы загадали три желания, если бы вдруг получили такую возможность?
— Я хотел бы стать более образованным и чтобы мною нельзя было бы так легко манипулировать. Наши дедушки были крепостными или подданными, зависели от какого-то пана и боялись принимать самостоятельные решения. Это остается в нас. Именно поэтому современный человек нерешительный и несамостоятельный, все время надеется на тех, кто «наверху». Чтобы воспитать в себе уверенность и решительность, нужно много внимания уделить образованию.
От диссидентства до артхаусного кино
Имя: Иржи Менцель
Родился: 23.02.1938 в Праге (Чехия)
Иржи Менцеля называют классиком чешского кинематографа. Когда он был студентом отделения кинорежиссуры, преподаватели прочили ему большое будущее и первый же его полный метр «Поезда под пристальным наблюдением» принес ему мировую славу, а заодно и «Оскара» Американской киноакадемии. После оглушительного взлета последовало не менее громкое падение — за жесткую сатиру и отказ вступать в партию он попал в опалу в Чехословакии, а отснятые им ленты подверглись цензуре и оказались под запретом. Вновь нормально работать он смог лишь в начале 1990-х. Именно ему принадлежит фильм «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», за который он получил золотую медаль Венецианского фестиваля.