Никита Ефремов: Стенограмма суда Pussy Riot - это готовая пьеса
В новом проекте "Первого канала" - многосерийном фильме "Поединок" по произведениям Куприна - Никита Ефремов сыграл главную роль подпоручика Ромашова. Эта работа позволит увидеть актера, известного участием в легких молодежных комедиях, в новом качестве.
- Какие впечатления от работы над фильмом по Куприну?
- К сожалению, сценарий сильно отличается от повести, мой герой очень изменился. Ромашов Куприна не соответствует нашему времени, поэтому сценаристы наделили его геройскими чертами. Из застенчивого борца он превратился в борца действенного.
- Почему согласились на материал, если сценарий вам не близок?
- Потому что побеждает тот, кто работает. Сейчас с материалом проблемы. Редко бывает, что сценарий в тебя попадает. Конечно, мне интереснее играть человека, который борется с системой, чем человека в системе. Ромашов сопротивляется - по мне, он единственный живой человек в "Поединке".
- Вам важно, что вы играете человека в мундире?
- Для меня важней среда, в которую погружен герой. В 1904 году Россия кипела. Начало этого большого нагноения как раз показано у Куприна. Странно, что этот проект возник, к тому же на "Первом канале". Если ставить "Поединок", следуя авторскому тексту, получится совершенно антироссийская вещь.
- Не было дедовщины со стороны более опытных партнеров - Романа Мадянова и Михаила Пореченкова?
- Нет, вы что. Слава богу, на площадке царит партнерство и взаимовыручка. Во многом то, сойдешься ты с партнером или нет, зависит от тебя самого. Мне пока везет.
- Думаете, после выхода этой картины в вашей кинокарьере произойдет поворот?
- Может быть. К сожалению, у меня такая профессия, что не я выбираю, а меня выбирают. Есть спрос на определенную продукцию, люди ходят в кино отдохнуть.
- Значит, они хотят видеть легкие комедии, в которых вы так часто снимаетесь?
- Я стараюсь выбирать доброе кино. К тому же, когда читаешь сценарий, часто видишь один месседж, а после работы режиссера, продюсера и монтажера получаешь другой.
- Нельзя предотвратить ошибку?
- Можно. Интуиция иногда подсказывает какие-то вещи, но все мы люди и кушать надо. Перед артистом всегда стоит выбор: либо ты - Жанна д’Арк, либо - продажная сволочь. Я обычно нахожусь посерединке. Все равно роли, которые я хотел бы сыграть в кино, сейчас не имеют спроса у массовой аудитории.
- О каких ролях идет речь?
- Хочу сыграть "Сон смешного человека" Достоевского, но не хватает времени. Конечно, меня эта мини-Библия интересует, но я понимаю, что вокруг всех интересует бабло. Поэтому для меня театр пока на первом месте. Люди приходят туда с другим настроением и без попкорна.
- Вы не причисляете себя к обществу потребления?
- Я тоже часть этой системы, но я не указываю в райдере беременную шиншиллу.
- Вы себя видите актером авторского кино?
- Мало того, что вижу, но и снимаюсь в нем бесплатно. Последняя работа - в фильме "Репетиция", где играю актера.
- Вы говорили, что во время учебы в Школе-студии МХАТ чувствовали себя настолько талантливым, что не понимали, зачем вам чему-то учиться.
- Я поступил в Школу-студию в 17 лет и до 19 был абсолютным ребенком. С тех пор я изменился и повзрослел. Знаю, что есть актеры, которым нужно сильно напрячься, чтобы роль получилась, а другим, наоборот, необходимо расслабиться. Пока не понял, к какому типу принадлежу. Иногда мне просто необходимо похвалить себя самого, нельзя же только раздирать себя на части.
- Со звездной болезнью знакомы?
- Не мне судить. Мне кажется, что нет.
- Ваш дед - Олег Ефремов, отец - Михаил Ефремов. Их авторитет на вас не давит?
- Мы очень разные люди из разного времени. Мы не можем быть похожи. Я рад, что мне всё время нужно до них дотягиваться. Это хорошая внутренняя цель.
- Что сейчас репетируете в театре?
- После Нового года начнем репетировать с моей бабушкой Аллой Борисовной Покровской новый спектакль про бабушку и внука. Он будет идти в "Современнике", больше пока ничего сказать не могу.
- Считаете, что театр "Современник", где вы служите, сегодня оправдывает свое название?
- Бесспорно.
- Даже несмотря на то, что он не похож на такие современные площадки, как, скажем, "Театр.doc"?
- Это разные вещи. "Театр.doc" занимается поиском современного языка через документалистику. Сейчас в искусстве хорошая полоса. Мне кажется, скоро начнется небывалый расцвет. Так всегда бывает, когда вокруг гниль, как в нашей стране. Вы посмотрите, как девушки из Pussy Riot сняли маски с общества. Я сейчас не говорю об их акции, это пусть суды разбираются. Как театральный человек, читая стенограмму из Хамовнического суда, я ловил себя на мысли, что это готовая пьеса. Ничего придумывать не надо. Спасибо большое властям, что они продолжают свой цирк. Этот цирк нам очень интересен.
По материалам газеты "Известия"