Ленком привез в Киев "Затмение" уже без Абдулова

На днях в Киеве проходили гастроли московского театра "Ленком". Зрителей впечатлили декорации и не разочаровал новый Макмерфи.

Спасался. От тюрьмы в дурке, но все закончилось трагично, фото с официального сайта А.Лазарева
Спасался. От тюрьмы в дурке, но все закончилось трагично, фото с официального сайта А.Лазарева

Два дня в театре Ивана Франка украинские театралы имели возможность оценить постановку "Затмение" (по роману Кена Кизи "Полет над гнездом кукушки") в новом составе: вместо Абдулова МакМерфи играет Александр Лазарев. Они разные. Именно поэтому «Затмение» уже другой спектакль, не менее глубокий и точный, но другой.

"ЛЕНКОМ" — ЭТО БОЛЬНИЦА. Зрительный ряд «Затмения» обжигает белизной кафеля и звеняще-пронизывающей, как скальпелем, холодностью больничного пространства. Находясь рядом со сценой, почти чувствуешь запах больницы, кажется, что неизлечимо болен всеми недугами одновременно.

Больных в «Затмении» играют так правдоподобно, что порой начинаешь сомневаться в адекватности актеров в жизни. Те, кто не видел фильм Милоша Формана и Абдулова в роли МакМерфи год назад, – несчастные и счастливые люди. И если фильм можно увидеть, то филигранная работа Александра Гавриловича запечатлена только в памяти зрителей. Александра Лазарева сравнивать с Абдуловым просто грешно, но... Видимо, этот спектакль обречен на вечное сравнение. Еще не успев выйти в свет, его сравнивали с фильмом Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки», Александра Абдулова в роли МакМерфи — с Джеком Николсоном. Теперь же на вечное сравнение с Абдуловым обречен Александр Лазарев-младший.

СМЕРТЬ ИЛИ СВОБОДА? По сюжету главный герой Макмерфи попадает в лечебницу для душевнобольных. Отчаянная симуляция заболевания спасает его от тюрьмы. Как оказывается, больница — это отдельный мир со своими правилами и свободами. Здесь так же, как за окнами, идет борьба за выживание и влияние. Макмерфи Александра Лазарева активно вмешивается в борьбу за умы и сердца соседей. Ему это удается. Но ничего в этом мире не остается безнаказанным. Финал предопределен характером героя. Сильных не любят. От них избавляются.

Сидя в зрительном зале, все время борешься с собой. Чувство жалости к явно нездоровым людям (хотя вопрос нормальности и адекватности всегда актуален) и желание справедливости (ведь герой Лазарева все-таки преступник) смешиваются в какую-то дивную смесь, дающую на выходе чувство эйфории (или катарсиса, если хотите). Ищи хорошее в отрицательном. Лазарев-младший находит это хорошее в своем герое. Чувство сочувствия становится главной мотивацией его поступков. В спектакле нет хеппи-энда или так полюбившегося сегодня открытого финала, когда нам с вами предлагают самостоятельно додумать судьбу героя. Все предельно ясно. Лоботомия и быстрая смерть от удушения. Вот только смерть – это финал или обретенное чувство свободы?

ОЦЕНКА ЗРИТЕЛЕЙ. Перед началом спектакля зрители активно обсуждали жизнь и болезнь безвременно ушедшего актера Абдулова. В их разговоре дивным образом соединялись сочувствие и скорбь, сплетни и слухи о произошедшем. В первые минуты спектакля шушуканье продолжалось, но устоять перед энергетикой Александра Лазарева все же не смогли. Удивлять сегодня тяжело, но, как оказалось, можно.







Последние новости

Подгружаем последние новости