Юрий Рыбчинский: "За стихи беру минимум 2000 долларов"
— Можете определить топ-пять самых успешных песен, созданных вами?
— Я могу назвать вам сотню своих самых успешных и известных песен. Это и «Дикі гуси», и «Чарівна скрипка», и «Зелен клен», и «Виват, король!», и «Минає день», и «Берега». Еще надо?
— А вас не раздражает, что вашим песням иногда приписывают народное авторство?
— Наоборот, это наивысшая похвала для поэта. Меня обижает другое: когда в документах ставят вместо моей фамилии — «народная», и я не получаю за эту песню денег.
— Кстати, о деньгах...
— Простите, что вас перебью, но о суммах, за сколько продаются и покупаются песни в наше время, многие стараются не распространяться. Налоговая ведь не спит, может и нагрянуть.
— Но все равно за глаза вас называют одним из самых дорогих авторов в бывшем Советском Союзе...
— Почему за глаза? Это правда. Самая дорогая песня, которую у меня купили (с музыкой и словами), стоила 15 тысяч долларов. Естественно, я вам не скажу, кем и когда она была куплена, но, поверьте, она и сейчас популярна. Также многие песни я просто дарю.
— А самая дешевая песня от Рыбчинского сколько стоила?
— Если бы мне предложили тысячу долларов, это было бы оскорбительным. Минимально за стихи я беру 2—3 тысячи долларов. Ведь одну тысячу стоит лишь аранжировка на песню. В среднем тогда получается 5—7 тысяч долларов. Но очень многое зависит от того, кому продается песня. Так сложилось, но людям, которые зарабатывают большие деньги и являются элитой на эстраде, я чаще песни все-таки дарю. Ведь, по сути, я ничего не теряю. Я буду уверен, что они песню раскрутят, а значит, мое имя будет на слуху. А если продам неизвестной певице или певцу песню, даже за сто тысяч, то своими руками похороню, возможно, настоящий хит.
— То есть в среднем песня на ваши стихи стоит 5 тысяч долларов. Но я слышала, что артисты на них зарабатывают гораздо больше?
— Конечно. У меня есть песни, на которых исполнители заработали минимум миллион долларов. Тая Повалий и Игорь Лихута сами мне признавались, что на песне «Одолжила» именно такую сумму и заработали. Я их спросил, откуда они знают, что конкретно на ней. Так Игорь мне рассказал, что на корпоративах (где, естественно, самый большой заработок артиста) их последние несколько лет просят исполнить именно «Одолжила», а уже потом все остальные песни. Я рад за них, но, единственное, жаль, конечно, что мне как автору с корпоративов ничего не полагается.
— В советское время все было по-другому?
— Разумеется. Первая песня, которую я написал в своей жизни, называлась «Глаза на песке» для Тамары Миансаровой. Это была певица номер один в СССР в 70-е годы, она первая исполнила «Черного кота», «Пусть всегда будет солнце». В советские времена песни обычно мы дарили, но уже через полгода я получил за «Глаза» 500 рублей — зарплата министра в те годы. А все потому, что после Миансаровой песню запели Кобзон, Хиль, Магомаев. Сейчас уже все по-другому. Если ты продаешь песню одному исполнителю, другой, по закону, ее уже петь не может. Любой автор официально получает проценты с песни только с платных концертов. Но, как вы сами понимаете, большинство артистов зарабатывает именно на корпоративах, с которых, опять же, мы, авторы, ничего не получаем.