В Голливуде все лгут. Интервью с Йосом Стеллингом.

Председатель жюри Одесского кинофестиваля, голландский режиссер Йос Стеллинг в интервью Фокусу рассказал несколько историй о кино.

- Говорят, на крупных кинофестивалях решение жюри во многом зависит от личного вкуса его председателя. Так ли это на самом деле?

В Голливуде все лгут. Интервью с Йосом Стеллингом
Йос Стеллинг (Фото: UNIAN)

-Нет. Расскажу вам историю. В 1988 году я был членом жюри на Московском кинофестивале. Это было фантастическое жюри, его председателем был Анджей Вайда. Дело было ещё в советские времена, и он сказал: «Я знаю, какой фильм победит». Но мы возразили: «Нет, будем голосовать». Тогда Вайда заявил, что у него как у председателя, два голоса, но мы ему объяснили: «Нет, у председателя нет права голоса вообще! Он должен следить за происходящим, улаживать конфликты – и всё».

- Несколько лет назад вы были председателем жюри в Киеве на «Молодости», теперь вы здесь. Где вам нравится больше: в октябре в Киеве или в июле в Одессе?

- Очень сложно сравнивать. Совершенно разные атмосферы. Но вот еда здесь определённо лучше. Вообще очень приятно побывать в Одессе. Ещё с детства, даже в Голландии, этот город ассоциировался у меня с русской культурой и русским кино. И хоть у нас все знают это название, никто не знает, где конкретно город находится. Я вот теперь знаю.

- Сегодня в мире очень много кинофестивалей, всё время появляются новые. Есть ли у них шансы стать фестивалем класса А, как Канны или Венеция?

- Каждому из них необходимо время. Фестивали растут как дети: в семь лет ребёнок ещё маленький, в 14 – уже постарше, в 21 – совсем взрослый. Вообще очень хорошо, что фестивалей так много. У людей появляется возможность увидеть фильмы, которые они бы вряд ли посмотрели в обычных кинотеатрах. К тому же, у каждого фестиваля есть социальная составляющая. Сегодня все идут в интернет и превращаются в одиноких индивидуалистов. А фестивали дают людям возможность собраться вместе, поговорить, обсудить кино.

- Кстати об интернете. На своём прошедшем в рамках ОМКФ мастер-классе актёр и режиссёр Рутгер Хауэр сказал, что интернет даёт молодым режиссёрам невиданную ранее свободу. Грубо говоря, можно купить дешёвую камеру, снять фильм, выложить его в сеть – и ты уже режиссёр. Что вы об этом думаете?

- Я не согласен. Конечно, сегодня каждый может снять фильм. Но кино как искусство – это нечто другое.Компьютер даёт информацию. А кинотеатр, экран – это окно, которое предлагает мечты.
Примерно до 1850-х годов художники рисовали портреты и натюрморты и хорошо их продавали. Потом появилась фотография, и искусство изменилось, перестало копировать реальность. Появились импрессионисты, например. Когда появилось кино, все заговорили о смерти театра, но театр не умер, а изменился, появились пьесы Брехта. Теперь то же самое происходит с телевидением, и теперь мы должны думать о кино как об искусстве. Наши главные враги – телевидение и интернет. И мы должны их использовать, чтобы развиваться.

- Европейские режиссёры почти всегда снимают артхаусные фильмы. Это потому что они не хотят, не умеют или у них нет денег на блокбастеры?

-Ну, в Америке тоже снимают артхаус, там есть независимое кино. Но есть и индустрия, там вкладывают большие деньги, чтобы заработать ещё больше. Можно сказать по-другому. Американцы всегда больше заинтересованы в историях. А европейцы – в людях. Есть всего 30-35 способов рассказать историю, это очень легко и просто. А вот когда появляются люди и отношения между ними – там гораздо больше вариантов.

Давайте снова скажем по-другому. Когда вы смотрите американский фильм и получаете от него удовольствие – в этом нет ничего плохого. Но после просмотра вы тут же о нём забываете. А когда вы смотрите артхаусный фильм… Из десяти таких фильмов восемь окажутся ужасными, скучными и длинными. И только два окажутся фантастическими, их вы никогда не забудете. Правда, чтобы обнаружить эти два, нужно посмотреть все десять.

- Неужели не бывает развлекательных блокбастеров, которые не забываются и которые хочется пересматривать?

- Это индустрия, цирк. Но благодаря американской индустрии кино до сих пор существует. Система напоминает круг: сверху – крупные блокбастеры, снизу – скромные авторские фильмы. И они связаны друг с другом. Почти все хорошие идеи появляются в нижней части, а создатели высокобюджетных фильмов используют их и вдохновляются ими.

-Если бы у вас спросили, какой фильм посмотреть, «Аватар» или «Антихрист», какой бы вы посоветовали?

- Для этого мне нужно знать, кто именно спрашивает. И потом, «Антихрист» - не мой любимый фильм. Но выбор всегда очень личный, ведь половину работы при просмотре фильма делает именно публика. Зритель сам создаёт кино. Просто размещённые рядом кадры фильма ничего не значат, связь между ними устанавливает зритель. Вот вам история для примера. В начале прошлого века один режиссёр снял историю о том, как ребёнок играет с кошкой. Зрители видели ребёнка, который играет с кошкой, а следующим кадром шёл крупный план этой кошки. И зрители решили, что кошка съела ребёнка, потому что она стала огромной, а ребёнок из кадра пропал. Но ведь на самом деле режиссёр ничего такого не показывал. Вот так с помощью собственных выводов зритель создаёт свой фильм. А хороший фильм – это тот, который даёт много возможностей сделать выводы.

- Из какого фильма вы делаете больше всего выводов?

-О, для меня фильмы – как оперы. Я не люблю оперу целиком, мне нравятся лишь отдельные её части. Но, пожалуй, фильм, который я до сих пор могу смотреть каждый день, - это «Амаркорд» Феллини. Но вообще очень часто самым любимым фильмом оказывается тот, который увидел в 14 лет. Этот фильм, если его потом пересмотреть, может оказаться глупым, но в 14 в нём для тебя был весь мир. Так что всё это – очень личное.

- Каждый актёр мечтает попасть в Голливуд и получить «Оскар». Мечтают ли режиссёры о том же?

-Нет, конечно, нет. Это глупо. Я был в Голливуде пару раз, но там все люди врут, там всё бессмысленно, и все пытаются только заработать денег. Только глупые люди хотят попасть в Голливуд (смеётся). Нет, это я, конечно, шучу.

- И последний вопрос – не про кино. Вы наверняка смотрели финал Чемпионата мира по футболу. За какую команду вы болели?

-За голландскую. Но только первые десять минут. Потом я переметнулся на сторону Испании.

Юлия Куприна, Фокус






Последние новости

Подгружаем последние новости