Новостей.COM ⇒
⇓
2009-06-16
В городе Сочи депрессивные ночи
В Сочи завершил работу XX Открытый фестиваль российского кино "Кинотавр". Главный приз получила дебютная картина драматурга Василия Сигарева "Волчок" - история маргинальной матери, которую беззаветно любит дочь.
Фильм-победитель получил награду и в категории "Лучший сценарий", а супруге режиссера, дебютантке Яне Трояновой, член жюри Сергей Маковецкий вручил приз как лучшей актрисе. Роль, на мой взгляд, яркая, но сыгранная без нюансов, на одной злобной интонации.
А ведь в конкурсе высочайшее актерское мастерство показали Светлана Крючкова и Мария Шукшина ("Похороните меня за плинтусом"). С интересной работой вернулась на большой экран Наталья Негода ("Бубен, барабан"), ярко дебютировала Алиса Хазанова ("Сказка про темноту"). А еще строгая Ксения Кутепова в паре со смешной и трогательной Ольгой Поповой не позволили фильму "Скоро весна" окончательно впасть в мелодраматические слезы.
Удивило решение жюри и в категории "Лучшая мужская роль". Выбор был: Алексей Петренко ("Похороните меня за плинтусом"), Сергей Горобченко ("Миннесота"), Сергей Дрейден ("Сумасшедшая помощь"). Кроме того, по всем неформальным рейтингам лидером считался Виктор Сухоруков ("Сынок" режиссера Ларисы Садиловой), сыгравший тихого музейного работника, посвятившего свою жизнь сыну, но так и не понявшего, в чем же он "провинился" перед ним.
Однако жюри наградило Бориса Каморзина, сыгравшего в концептуальном фильме Николая Хомерики "Сказка про темноту" милиционера без лица и характера. На мой взгляд, это персонаж явно второго плана, запоминающийся только вечно несвежим лицом и матерщиной.
Ненормативной лексики на экране было много, что добавляло всем историям депрессивности. А как может реагировать зритель, если, например, в финале "Сказки..." героиня говорит: "Я тебя люблю", - а в ответ слышит: "Пошла на...". Немногие смогли воспринять сей сложный диалог как объяснение в любви...
Популярный среди фестивальной публики "Кислород" Ивана Вырыпаева был награжден за лучшую режиссуру и музыку (приз имени Микаэла Таривердиева). Хотя мне всегда казалось, что режиссура все-таки более сложная профессия, чем подбор арт-иллюстраций к собственному известному тексту. К тому же и воздействия текста хватает лишь на первые 15 минут, когда энергичное слово действительно захватывает зрителя.
Без наград, вопреки прогнозам и заслуженным ожиданиям, остались "Миннесота" Андрея Прошкина, "Похороните меня за плинтусом" Сергея Снежкина, "Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова, "Сынок" Ларисы Садиловой, "Скоро весна" Веры Сторожевой.
В конкурсной программе фестиваля был и режиссерский дебют - "Непрощенные" Клима Шипенко. Такой режиссерский почерк - с миру по нитке, понемногу от Тарантино, Родригеса, Гая Ричи - уже известен в российском кино. Что, однако, не спасает сырой сценарий от предсказуемости и лишних деталей. Для криминальной комедии это явный минус. Но самый шоковый кадр ожидает зрителя в финале - один из убитых героев вдруг оживает и показывает зрителям средний палец. Далее стоп-кадр, и на нем следуют титры. Среди состава съемочной группы значится Лев Карахан - продюсер, по первой профессии кинокритик журнала "Искусство кино", всегда служивший образцом интеллекта, а редактором в "Непрощенных" работала его не менее известная коллега, завотделом этого уважаемого издания Нина Зархи. Их фамилии смотрелись в титрах явно неуместно и заслужили комментарии маститых режиссеров: мол, они же нас так строго всегда критиковали, а сами-то...
Итак, фестиваль под лозунгом "Настоящее русское кино" окончен. К моему сожалению, вынуждена констатировать, что большинство картин, показанных в конкурсе, принадлежат дню вчерашнему. Картины были задуманы, когда страна еще упивалась нефтяным благополучием, а кинематографисты хотели говорить о проблемах разрыва связей между человеком и окружающим миром, о внутренних и социальных конфликтах. Подобная "чернуха" проходит на ура в сытых странах, где публика благодарна деятелям искусства за то, что они не позволяют ей захлебнуться в собственной буржуазности. Как свидетельствует программный директор "Кинотавра" Ситора Алиева, депрессивное кино снимается во все мире, и именно оно составляет основу всех кинофестивалей - от Гданьска до Пусана. Вот и мы вписаны в мировой контекст. Порадуются ли этому факту отечественные кинозрители? Сомневаюсь. Прокатная перспектива большинства фильмов сомнительна. Кроме, кстати, все тех же "Непрощенных", которым прокатчики из "Каро" уже пообещали 200 экранов.
Кинорынок, работавший параллельно фестивалю, пугался концептуального кино и рассматривал совсем другие фильмы. Пример индивидуальной работы с регионами показала компания "Дирекция кино", предлагавшая фильм "Каникулы строгого режима" с Сергеем Безруковым и Дмитрием Дюжевым в главных ролях. После блестяще проведенного вечера увеличила свое присутствие в кинотеатрах кинокомпания "Дисней", впервые снявшая в России сказку "Книга мастеров". Исполнители главных ролей Ирина Апексимова с дочерью Дашей, Михаил Ефремов и его сын Николай развлекали народ веселыми песнями из мультиков, а презентация многообещающего фильма переросла в сольный концерт Гоши Куценко, который в "Книге мастеров" сыграл Кощея Бессмертного.
Полный зал собрало представление "Весельчаков" с Даниилом Козловским (интервью с артистом читайте в "Известиях" в ближайшее время), Вилле Хаапасало, Ингеборгой Дапкунайте, Ренатой Литвиновой, Иваном Николаевым, Андреем Руденским, Александром Моховым. При просмотре этой первой в России музыкальной комедии о трансвеститах даже кинокритики и директора кинотеатров не смогли сдержаться и подпевали Глории Гейнор: I Will Survive. В трудные времена призыв к жизни - самый актуальный.
Фильм-победитель получил награду и в категории "Лучший сценарий", а супруге режиссера, дебютантке Яне Трояновой, член жюри Сергей Маковецкий вручил приз как лучшей актрисе. Роль, на мой взгляд, яркая, но сыгранная без нюансов, на одной злобной интонации.
А ведь в конкурсе высочайшее актерское мастерство показали Светлана Крючкова и Мария Шукшина ("Похороните меня за плинтусом"). С интересной работой вернулась на большой экран Наталья Негода ("Бубен, барабан"), ярко дебютировала Алиса Хазанова ("Сказка про темноту"). А еще строгая Ксения Кутепова в паре со смешной и трогательной Ольгой Поповой не позволили фильму "Скоро весна" окончательно впасть в мелодраматические слезы.
Удивило решение жюри и в категории "Лучшая мужская роль". Выбор был: Алексей Петренко ("Похороните меня за плинтусом"), Сергей Горобченко ("Миннесота"), Сергей Дрейден ("Сумасшедшая помощь"). Кроме того, по всем неформальным рейтингам лидером считался Виктор Сухоруков ("Сынок" режиссера Ларисы Садиловой), сыгравший тихого музейного работника, посвятившего свою жизнь сыну, но так и не понявшего, в чем же он "провинился" перед ним.
Однако жюри наградило Бориса Каморзина, сыгравшего в концептуальном фильме Николая Хомерики "Сказка про темноту" милиционера без лица и характера. На мой взгляд, это персонаж явно второго плана, запоминающийся только вечно несвежим лицом и матерщиной.
Ненормативной лексики на экране было много, что добавляло всем историям депрессивности. А как может реагировать зритель, если, например, в финале "Сказки..." героиня говорит: "Я тебя люблю", - а в ответ слышит: "Пошла на...". Немногие смогли воспринять сей сложный диалог как объяснение в любви...
Популярный среди фестивальной публики "Кислород" Ивана Вырыпаева был награжден за лучшую режиссуру и музыку (приз имени Микаэла Таривердиева). Хотя мне всегда казалось, что режиссура все-таки более сложная профессия, чем подбор арт-иллюстраций к собственному известному тексту. К тому же и воздействия текста хватает лишь на первые 15 минут, когда энергичное слово действительно захватывает зрителя.
Без наград, вопреки прогнозам и заслуженным ожиданиям, остались "Миннесота" Андрея Прошкина, "Похороните меня за плинтусом" Сергея Снежкина, "Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова, "Сынок" Ларисы Садиловой, "Скоро весна" Веры Сторожевой.
В конкурсной программе фестиваля был и режиссерский дебют - "Непрощенные" Клима Шипенко. Такой режиссерский почерк - с миру по нитке, понемногу от Тарантино, Родригеса, Гая Ричи - уже известен в российском кино. Что, однако, не спасает сырой сценарий от предсказуемости и лишних деталей. Для криминальной комедии это явный минус. Но самый шоковый кадр ожидает зрителя в финале - один из убитых героев вдруг оживает и показывает зрителям средний палец. Далее стоп-кадр, и на нем следуют титры. Среди состава съемочной группы значится Лев Карахан - продюсер, по первой профессии кинокритик журнала "Искусство кино", всегда служивший образцом интеллекта, а редактором в "Непрощенных" работала его не менее известная коллега, завотделом этого уважаемого издания Нина Зархи. Их фамилии смотрелись в титрах явно неуместно и заслужили комментарии маститых режиссеров: мол, они же нас так строго всегда критиковали, а сами-то...
Итак, фестиваль под лозунгом "Настоящее русское кино" окончен. К моему сожалению, вынуждена констатировать, что большинство картин, показанных в конкурсе, принадлежат дню вчерашнему. Картины были задуманы, когда страна еще упивалась нефтяным благополучием, а кинематографисты хотели говорить о проблемах разрыва связей между человеком и окружающим миром, о внутренних и социальных конфликтах. Подобная "чернуха" проходит на ура в сытых странах, где публика благодарна деятелям искусства за то, что они не позволяют ей захлебнуться в собственной буржуазности. Как свидетельствует программный директор "Кинотавра" Ситора Алиева, депрессивное кино снимается во все мире, и именно оно составляет основу всех кинофестивалей - от Гданьска до Пусана. Вот и мы вписаны в мировой контекст. Порадуются ли этому факту отечественные кинозрители? Сомневаюсь. Прокатная перспектива большинства фильмов сомнительна. Кроме, кстати, все тех же "Непрощенных", которым прокатчики из "Каро" уже пообещали 200 экранов.
Кинорынок, работавший параллельно фестивалю, пугался концептуального кино и рассматривал совсем другие фильмы. Пример индивидуальной работы с регионами показала компания "Дирекция кино", предлагавшая фильм "Каникулы строгого режима" с Сергеем Безруковым и Дмитрием Дюжевым в главных ролях. После блестяще проведенного вечера увеличила свое присутствие в кинотеатрах кинокомпания "Дисней", впервые снявшая в России сказку "Книга мастеров". Исполнители главных ролей Ирина Апексимова с дочерью Дашей, Михаил Ефремов и его сын Николай развлекали народ веселыми песнями из мультиков, а презентация многообещающего фильма переросла в сольный концерт Гоши Куценко, который в "Книге мастеров" сыграл Кощея Бессмертного.
Полный зал собрало представление "Весельчаков" с Даниилом Козловским (интервью с артистом читайте в "Известиях" в ближайшее время), Вилле Хаапасало, Ингеборгой Дапкунайте, Ренатой Литвиновой, Иваном Николаевым, Андреем Руденским, Александром Моховым. При просмотре этой первой в России музыкальной комедии о трансвеститах даже кинокритики и директора кинотеатров не смогли сдержаться и подпевали Глории Гейнор: I Will Survive. В трудные времена призыв к жизни - самый актуальный.