Термоядерный взрыв двойной звезды осветил туманность

Анализ снимков вспышки новой звезды, проведенный международной группой астрономов, показал что двойная система V458 вспыхнула внутри планетарной туманности. По словам ученых, такое крайне редкое событие позволило увидеть эволюцию туманностей под действием вспышек этих объектов.
Перетекание вещества в двойной системе голубой гигант-белый карлик. Рисунок художника, NASA.

Новыми звездами, или просто новыми называются звезды, светимость которых неожиданно возрастает в среднем в 10 тысяч раз. В статье, опубликованной журналом Astrophysical Journal Letters и доступной также в архиве препринтов arXiv.org, одним из двух возможных вариантов дальнейшего развития событий названо столкновение звезд с последующей вспышкой сверхновой.

Обычно в двойных системах одна из звезд (более тяжелая) эволюционирует гораздо быстрее другой и становится либо черной дырой, либо нейтронной звездой, либо белым карликом. Считается, вспышки новых звезд в таких системах возникают при перетекании вещества со звезды-компаньона на белого карлика. Плазма, состоящая преимущественно из водорода, формирует вокруг карлика слой, который начинает медленно сжиматься с ростом давления и температуры. Когда эти величины достигают критического значения, в плазме вспыхивает термоядерная реакция, и астрономы регистрируют вспышку новой. Это произошло около 32000 лет назад, и в 2007 году свет от V458 в созвездии Лисички достиг Земли.

Ученые проанализировали как полученные при наблюдении вспышки снимки, так и фотографии этого же участка неба за неделю до взрыва. Результаты свидетельствовали о том, что эта новая зажглась внутри планетарной туманности - последний раз такие новые обнаруживали в 1901 году, однако тогда доступная техника существенно ограничивала возможности астрономов.

Международный коллектив из представителей Великобритании, Испании, Нидерландов, США и Финляндии на протяжении нескольких месяцев после вспышки наблюдал за туманностью и, обобщив полученные данные, выдал два возможных сценария дальнейшего развития событий. В первом случае через некоторое время вспышка новой повторится, так как белый карлик снова наберет достаточно водорода на поверхности для термоядерной вспышки. Второй вариант авторы признают более интересным: в нем звезды набирают достаточную массу для того, чтобы взаимное притяжение между ними привело через некоторое время к столкновению друг с другом.

В таком случае в ядре белого карлика, где основная масса приходится на образовавшиеся ранее углерод и кислород, начнется термоядерная реакция, невозможная при температурах меньше трехсот миллионов градусов. Процесс перекинется на внешние слои, и в результате произойдет взрыв, который ученые определяют как вспышку сверхновой. Но о сроках подобного события и его вероятности выводы делать рано, сами ученые пока осторожно говорят лишь о принципиальной возможности вспышки сверхновой.

Зонд «Хаябуса-2» готов к посадке на астероид РюгуЗонд «Хаябуса-2» готов к посадке на астероид Рюгу