Ученые создали модель космического магнитного щита

Компьютерная модель магнитного щита для космонавтов прошла первую практическую проверку в лаборатории, сообщается в пресс-релизе на сайте организации Institute Of Physics. Работа ученых опубликована в журнале Plasma Physics and Controlled Fusion.
Поток солнечного ветра обтекает магнитный пузырь (пунктиром) в компьютерной симуляции. Изображение авторов исследования

При работе на орбите Земли от воздействия солнечного ветра (потоков заряженных частиц, испускаемых Солнцем) космонавтов защищает магнитосфера. Во время длительного нахождения вне этой защиты люди будут уязвимы для подобных потоков частиц. Это означает, что космические корабли, которые отправятся на Марс, а также обитаемая база на Луне должны быть оснащены специальной защитой от солнечных бурь.

До недавнего времени считалось, что защитное поле должно быть колоссальных размеров - более 100 километров в диаметре. В 2007 году группа исследователей под руководством Рута Бэмфорда (Ruth Bamford) из Лаборатории Резерфорда и Эпплтона построила компьютерную модель такого магнитного щита. Ученые установили, что предыдущие оценки значительно преувеличены - достаточно магнитного "пузыря" всего несколько сотен метров в диаметре.

В своей новой работе та же группа исследователей провела практическую проверку компьютерной модели в лаборатории. В результате им удалось подтвердить, что уровень опасного излучения значительно падает уже внутри относительно небольшого магнитного "пузыря". По словам исследователей, магнитный щит не гарантирует полную защиту, однако позволяет снизить радиацию до приемлемого уровня.

Данная работа была скептически встречена специалистами. По их словам, условия открытого космоса крайне сложно воспроизвести в лаборатории, поэтому работа магнитного щита требует дальнейших проверок.