Микропузырьки оказались удивительно эффективны в борьбе с раком

В последнее время мы видели захватывающую серию исследовательских проектов, демонстрирующих, как можно использовать ультразвук для борьбы с раком, будь то помощь лекарствам в преодолении гематоэнцефалического барьера, нагревание и разрушение тканей при раке предстательной железы или выборочное уничтожение опухолевых клеток, благодаря которому здоровые клетки не пострадают. Новое исследование объединяет ультразвук с микропузырьками, которые можно сравнить с «нацеленной боеголовкой», уничтожающей большинство опухолевых клеток рака молочной железы.

Проект за авторством международной исследовательской группой во главе с инженерами-биомедиками из Тель-Авивского университета (TAU) Израиля, посвящен экспериментам с микропузырьками как возможной терапией лечения рака. Эти крошечные пузырьки заполнены газом и при воздействии звуковых волн на определенных частотах могут вести себя как воздушные шары, расширяясь и сжимаясь в зависимости от ситуации.

«Мы обнаружили, что при использовании более низких частот, чем те, которые применялись ранее, микропузырьки могут расширяться еще сильнее, пока в конечном итоге попросту не лопнут», рассказала д-р Тали Илович, возглавлявшая группу. «Мы поняли, что это открытие можно использовать в качестве платформы для лечения рака, и начали напрямую вводить микропузырьки в опухоли».

Следующий раунд экспериментов дал весьма захватывающие результаты. Команда обнаружила, что путем непосредственного введения микропузырьков в опухоли, при последующем применении низкочастотного ультразвука в 250 кГц пузырьки массово лопаются, уничтожая большое количество раковых клеток.

«Во время испытаний было уничтожено около 80% опухолевых клеток, что само по себе большое достижение», уверяет Илович. «Таргетированная терапия, которая к тому же является безопасной и экономически эффективной, смогла уничтожить большую часть опухоли. Однако этого недостаточно. Чтобы предотвратить распространение оставшихся раковых клеток, нам необходимо было уничтожить все опухолевые клетки. Вот почему мы ввели ген иммуномодулятора вместе с микропузырьками — он действует как троянский конь и дает иммунной системе сигнал атаковать раковые клетки».

Такой «двусторонний» подход принес еще более впечатляющие результаты. Взрывы пузырьков привели к открытию пор в мембранах оставшихся клеток, что позволило гену проникнуть внутрь и вызвать иммунный ответ, который впоследствии убил оставшиеся раковые клетки.

Еще одно весьма перспективное применение для этой комбинации ультразвука и микропузырьков касается лечения нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера. Одно исследование, опубликованное в апреле, показало, что ультразвуковое лечение может привести к тому, что инъецированные микропузырьки вызовут временные разрушения гематоэнцефалического барьера, чтобы обеспечить проникновение лекарств, которые лечат болезнь. Илович надеется использовать свою методику для достижения аналогичных целей.

На Марсе вновь замечено загадочное облакоНа Марсе вновь замечено загадочное облако