Учёные испытали прототип солнечного паруса из графена

Графен может стать основой для солнечных парусов межпланетных и межзвёздных кораблей. Условным двигателем таких судов станет солнце или орбитальные лазерные платформы. Это освободит корабль от необходимости нести огромный запас топлива и мощнейшие двигатели. Идея настолько заманчивая, что опыты в данном направлении не прекращаются.

Новый прототип солнечного паруса разработала группа исследователей из Делфтского технического университета (Delft University of Technology) и эстонского стартапа Scale Nanotech. Прототип паруса размером с небольшую монету был испытан в условиях микрогравитации в 146-метровой башне ZARM Бременского университета. Во время падения в трубе башни в контейнере с испытательным оборудованием на несколько секунд возникает невесомость. Это даёт возможность проводить эксперименты, в которых важно отсутствие сильной гравитационной составляющей.

Во время искусственной невесомости лазер мощностью 1 Вт смог придать графеновой «монете» ускорение 1 м/с2. Фотоны в лазерном луче ударяли в поверхность прототипа графенового паруса и успешно разгоняли его. Статья об эксперименте была опубликована а журнале Acta Astronautica. Само исследование проводилось при поддержке Европейского космического агентства.

Разработка солнечного паруса для космических полётов ведётся не первый год. В 2010 году Япония запустила экспериментальный космический корабль IKAROS с парусом площадью 196 м2. В прошлом году американская некоммерческая организация «Планетарное общество» с третьей попытки запустило на орбиту Земли спутник LightSail 2 с солнечным парусом.

Новая разработка, в отличие от прежних, опирается на графен как основной материал паруса. Точнее, учёные предложили двухслойный материал. Один слой паруса ? это тончайшая, «атомарной» толщины, 2D-плёнка, к тому же для снижения веса перфорированная, а второй слой ? это слой графена, который перекрывает все отверстия в базовой плёнке. Парус получается сплошным, лёгким и прочным. Отражающим слоем работает вся его поверхность.

Учёные испытали прототип солнечного паруса из графена

По подсчётам учёных, предложенный графеновый солнечный парус вполне может стать основой проекта Breakthrough Starshot для отправки межзвёздного парусного корабля к Альфе Центавра. Из расчёта 14 м2 паруса на четыре грамма полезной нагрузки аппарат мог бы достичь другой звёздной системы за 30 лет на скорости 15 % от скорости света при помощи лазера мощностью 8,5 ГВт.