Редкий вид человеческого рака нашли на хвосте динозавра

Гистиоцитоз икс (лангергансоклеточный) — малоизученное онкологическое заболевание, как правило, поражающее детей. У страдающего этим видом рака человека начинают интенсивно размножаться два вида клеток — эозинофилы и гистиоциты. В норме они являются узкоспециализированными составляющими иммунной системы, однако в своей злокачественной форме накапливаются в легких и костях. Опухоль формирует характерные рубцы, которые и обнаружили ученые Тель-Авивского университета.

Редкий вид человеческого рака нашли на хвосте динозавра

Согласно статье, опубликованной в журнале Scientific Reports, подозрительные позвонки хвоста динозавра были найдены в южной части канадской провинции Альберта. Они принадлежали молодой особи динозавра семейства гадрозавриды, умершей около 60?70 миллионов лет назад. Эти древние животные обитали на суше и питались, в основном, растительностью. Их отличительная особенность, за которую они полюбились художникам и создателям тематических фильмов — «утиная» морда со своеобразным рогом поверх носа.

Редкий вид человеческого рака нашли на хвосте динозавра

На восьми из одиннадцати найденных позвонков были видны следы, которые заинтересовали эволюционных анатомов и палеонтологов. Исследователи заподозрили рак и не ошиблись. Компьютерная томография костей с разрешением в несколько микрометров позволила построить трехмерную модель тканей, а также реконструировать опухоль со всеми прилегающими сосудами. По всем признакам перед учеными был гистиоцитоз X, только возрастом более 60 миллионов лет.

Редкий вид человеческого рака нашли на хвосте динозавра

Данное заболевание, кроме человека, обнаруживается у других видов животных не впервые: есть свидетельства, что от него страдают тигры и тупайи (небольшие тропические млекопитающие, похожие на белок). Однако столь большой его возраст стал удивительным открытием — ранее у динозавров этот тип рака никогда не обнаруживался. Что особенно важно, новая научная работа поможет в создании методов лечения для человека.

Редкий вид человеческого рака нашли на хвосте динозавра

Гистиоцитоз очень плохо изучен из-за своей редкости, поэтому любые новые сведения о нем будут полезны. На текущий момент считается, что это довольно мучительное онкологическое заболевание тесно связано с нарушениями иммунной системы. Проблема в том, что его специфического лечения нет — оно почти всегда только симптоматическое. В ряде случаев гистиоцитоз проходит бесследно, но также он нередко уносит жизни, вызывая легочную или сердечную недостаточность.

Редкий вид человеческого рака нашли на хвосте динозавра