Загадка "пи-тона": открыта новая квазичастица

Загадка

В новой статье, опубликованной в Physical Review Letters, команда из Института физики твердых тел под руководством Карстена Хельда рассказала о весьма интересном открытии. «Представьте себе, что атомы расположены внутри кристалла в рамках определенной схемы, а при каждом атоме находится движущийся электрон. Однако, изучая кристалл, вы понимаете, что у одного конкретного атома электрон отсутствует — это мы называем «дырой», поясняет Хельд.

Подобные «электронные дыры» чаще всего оказываются квазичастицами — явлениями, которые проявляются только внутри твердых тел. К примеру, подобные «дыры» позволяют электронам проходить сквозь полупроводники. Сама по себе «дыра» считается за самостоятельную квазичаститцу или, в отдельных случаях, за часть более сложной квазичастицы.

Команде Хельда посчастливилось открыть новую, ранее неизвестную квазичастицу, которую физики прозвали «пи-тон». Она включает в себя два электрона и две дыры, что делает ее довольно крупной среди себе подобных. Пи-тон активируется поглощением фотона. Кстати, название — это забавная игра слов, у которой есть математическая основа: ?-тоны внутри структуры всегда на 180 градусов противоположны своим соседям, а 180 градусов — это как раз «угол пи, измеренный в радианах», как уверяют сами физики.

Эксперименты с квазичастицами могут продвинуть современную физику и наше понимание свойств различных материалов на качественно новый уровень, однако для этого необходимы конкретные и весьма труднодостижимые условия. Так, в 2016 году ученые пробовали использовать сверхохлажденный квантовый газ, но для пи-тонов этого может быть недостаточно. Так что в настоящее время команда занята изобретением способов переноса результатов компьютерных симуляций на реальную, физическую модель.

Марсоход NASA «Настойчивость» отправился искать жизнь на Красной планетеМарсоход NASA «Настойчивость» отправился искать жизнь на Красной планете