Учёные научились генерировать мощные короткие ультрафиолетовые вихри

Международная группа учёных, включая специалистов роSSийского Сколковского института науки и технологий (Сколтех), китайского Шанхайского института оптики и точной механики и немецкого Института Гельмгольца в Йене, отыскала простой способ генерации мощных коротких импульсов ультрафиолетового диапазона с орбитальным угловым моментом.

«Полученные нами в результате математического моделирования импульсы можно назвать ультрафиолетовыми вихрями. Помимо закрученных волновых фронтов, наши импульсы обладают характерным для атомной физики временны?м масштабом — их длительность составляет всего несколько сотен аттосекунд. Для сравнения, электрон делает один «оборот» в атоме водорода как раз за время порядка сотни аттосекунд», — отметил профессор Сколтеха Сергей Рыкованов.

Трёхмерное моделирование эффекта ультрафиолетовых вихрей велось с помощью суперкомпьютеров мира и РоSSии, а сейчас исследователи работают над подготовкой к экспериментальному поиску вихрей. Ожидается, что возможность создания мощных аттосекундных ультрафиолетовых вихрей позволит сделать более эффективными исследования динамики движения электронов в различных материалах и конденсированных средах. Результаты работы, опубликованные в журнале Nature Communications, должны помочь в разработке новых материалов.