Получены данные о поверхности каменистой экзопланеты недалеко от нас

LHS 3844b была обнаружена в 2018 году космическим телескопом TESS, который использует метод транзитной фотометрии для поиска планет за пределами нашей Солнечной системы. LHS 3844b расположена на расстоянии в 48,6 светового года от Земли и имеет радиус в 1,3 земного. Вращается данная планета вокруг небольшой холодной звезды, относящейся к классу красных карликов (считается, что это наиболее распространенные и долгоживущие звезды в нашей Галактике).

Получены данные о поверхности каменистой экзопланеты недалеко от нас

NASA/JPL-Caltech/R. Hurt (IPAC)

В дальнейшем ученые смогли получить информацию о поверхности LHS 3844b — свет с нее детектировал космический телескоп «Спитцер». Данная экзопланета совершает оборот вокруг родительской звезды всего за 11 часов; находясь на такой близкой орбите, LHS 3844b, вероятней всего, «приливно заблокирована», то есть обращена к звезде всегда одной стороне, как выяснили ученые благодаря наблюдениям телескопа, на дневной стороне LHS 3844b температура составляет примерно 770 градусов Цельсия (будучи настолько горячей, планета сильно излучает в инфракрасном диапазоне; при этом ее звезда относительно холодная (хотя разумеется, намного горячее планеты), так что прямое наблюдение этой стороны для «Спитцера» оказалось возможным).

Исследуя разницу температур на двух сторонах LHS 3844b, ученые пришли к выводу, что между дневной и ночной сторонами передается крайне мало тепла. Если бы у планеты была атмосфера, она бы помогла распространить тепло по всей ее поверхности; учитывая такую большую разницу температур, на LHS 3844b, по всей видимости, нет атмосферы (отмечается, что это первый случай, когда на основе наблюдений было определено, что каменистая экзопланета лишена атмосфера).
Красные карлики в большом количестве излучают УФ-свет, который вреден для жизни и может разъедать атмосферу. Особенно такие звезды «жестоки» в начале своей эволюции — когда производят большое количество вспышек.

Ученые также попытались на основании альбедо поверхности LHS 3844b сделать предположение о ее составе. Так, согласно исследователям, вероятно, планета покрыта базальтом — одной из вулканических горных пород.

Работа, посвященная новому исследованию, была опубликована в журнале Nature; кратко о результатах сообщается в материале на сайте NASA.