Рекордно быстрая двойная звёздная система поможет изучить гравитационные волны

Двойная система J1539+5027, состоящая из чрезвычайно быстро вращающихся относительно общего центра масс белых карликов, предположительно, должна генерировать очень сильные гравитационные волны. Ее обнаружил 210-сантиметровый телескоп в Национальной обсерватории Китт-Пик. Обе звёзды совершают оборот менее чем за семь минут, что делает их рекордсменами по этому показателю среди известных объектов. J1539+5027 настолько мала, что может уместиться в пределах диаметра Сатурна, поэтому чтобы не обрушиться друг на друга, оба белых карлика вращаться так быстро. Тем не менее, это все равно произойдет — они сближаются практически молниеносно, по астрономическим меркам, а изменение расстояния между ними будет заметно в течение нескольких лет.

Holy flapjacks — a binary white dwarf system has been found with an orbital period of SEVEN MINUTES. This binary radiates gravitational waves and shrink the orbit by 26 centimeters per DAY. Prefect @LISACommunity target! https://t.co/rcTWV2jZfi Animation credit: Caltech/IPAC pic.twitter.com/KsZV5FGY2n

— Matthew Kenworthy (@mattkenworthy) July 25, 2019

Как следует из пресс-релиза Национальной оптической астрономической обсерватории, J1539+5027 не последний кандидат на пристальное внимание будущего детектора гравитационных волн LISA. Эта система была обнаружена в рамках находящейся в разгаре программы Zwicky Transient Facility (ZTF), которая направлена на поиск нестационарных процессов в видимой части вселенной — например, взрывов сверхновых и мерцающих звёзд. Открывший J1539+5027 телескоп примечателен тем, что он является ветераном в отрасли — с момента постройки в 1964 году он стал «первооткрывателем» гравитационных линз, пульсирующих белых карликов и многих других астрономических явлений. Двойные системы белых карликов представляют огромный интерес для учёных, так как являются видимыми быстро вращающимися компактными объектами большой массы. Они появляются на финальных стадиях эволюции звёзд схожих по физическим характеристикам с Солнцем.

Коронавирус существовал задолго до выявления в Ухане, - вирусологиКоронавирус существовал задолго до выявления в Ухане, - вирусологи