Обнаружена черная дыра, вращающаяся почти со скоростью света

Четыре других объекта не преподнесли сюрпризов исследователям и скорость их вращения вокруг своей оси оказалась вдвое ниже, чем у Q2237+0305. Для определения угловой скорости квазаров — сверхмассивных черных дыр в активных ядрах крупных галактик, использовался оригинальный подход, который коллектив ученых из Оклахомского и Флоридского государственного университетов, а также Военно-морской академии США разработали ранее. Согласно их теории, переотраженное от аккреционного диска излучение линии сверхионизированного железа Fe Ka может нести информацию о физических параметрах падающего на черную дыру вещества.

Во время наблюдений использовалось гравитационное линзирование: эффект, возникающий, когда фотоны на своем пути от источника до наблюдателя проходят мимо массивного объекта — другой черной дыры или крупной звезды. В таком случае при наблюдении в телескоп будет виден не один квазар или звезда, а пять и такая картина называется «крестом Эйнштейна». Исследователи нашли в поле зрения «Чандры» пять необходимых для проверки своей теории объектов и смогли узнать скорость их вращения вокруг своей оси. Таким образом, их работа стала первым в истории измерением физических параметров вещества в непосредственной близости от горизонта событий. Результаты исследования предстоит проверить другими методами, а сама научная работа была опубликована в журнале The Astrophysical Journal и ее препринт доступен на ресурсе arXiv.