Гурманы без бактериальных экскрементов будут оставаться стройными

Сразу два новых исследования причин лишнего веса провели американские учёные. Часть из них утверждает, что во всём виновата мутация гена, ответственного за удовольствие от еды, а другие винят продукты жизнедеятельности кишечных бактерий.
Самый высокий в мире процент людей, страдающих ожирением ( более 30), в США – более 30% населения, за ними следуют мексиканцы – 24%. По России точных данных пока нет, но по некоторым оценкам у нас, увы, этот показатель может вскоре приблизиться к американскому. А самые стройные люди живут в Юго-Восточной Азии: в Южной Корее и Японии лишь около 3% имеют избыточный вес (фото с сайта dbtechno.com).
Самый высокий в мире процент людей, страдающих ожирением (индекс массы телаболее 30), в США – более 30% населения, за ними следуют мексиканцы –24%. По России точных данных пока нет, но по некоторым оценкам у нас,увы, этот показатель может вскоре приблизиться к американскому. А самыестройные люди живут в Юго-Восточной Азии: в Южной Корее и Японии лишьоколо 3% имеют избыточный вес (фото с сайта dbtechno.com).

Группа под руководством Эрика Стайса (Eric Stice) из исследовательского института Орегона (Oregon Research Institute) сконцентрировала свои усилия на вкусовых предпочтениях студенток и школьниц. Отчёт об этой работе опубликован в журнале Science.

Учёные изучили наследственные комбинации двух групп молодых девушек – от 14 до 18 и от 18 до 22 лет – и пришли к интересному выводу: риск набрать лишний вес оказался тем выше, чем меньше наслаждались едой добровольцы.

В предыдущие годы ряд специалистов уже указывали на возможную связь между склонностью к полноте и гурманством. Причину этого учёные видели в довольно простом эффекте: недостаток приятных ощущений компенсируется дополнительно поглощаемыми калориями.

Однако группе Стайса впервые удалось провести количественную оценку потенциального привеса у тех, кто изысканным вкусом не обладает.

Всё дело в гене Taq1, который кодирует рецепторы к дофамину вида D2. Дофамин, напомним, это гормон, отвечающий (в том числе) за стимуляцию человека приятными эмоциями и ощущениями.

"Вариация гена, известная как Taq1A1 аллель, значительно увеличивает риск ожирения", – считает доктор Стайс (фото с сайта utexas.edu).

Подопытным давали молочный коктейль и наблюдали реакцию на него в центрах удовольствия головного мозга – с помощью томографа.

Оказалось, что те девушки, у которых в связи с мутацией гена было пониженное число рецепторов удовольствия, за последующий после эксперимента год набрали в среднем большее число лишних килограммов.

По мнению доктора Стайса, выявление гена "дофаминовой недостаточности" не только поможет предсказать, как изменится вес человека в будущем, но и позволит разработать соответствующие фармакологические средства для борьбы с ожирением.

С несколько иных позиций взглянули на проблему лишнего веса молекулярные биологи из медицинского центра университета Техаса (UT Southwestern Medical Center) во главе с Масаси Янагисавой (Masashi Yanagisawa).

Как сообщает пресс-служба университета, учёные исследовали микрофлору кишечника мышей и выяснили, что на ожирение могут повлиять продукты жизнедеятельности одной из бактерий. Отчёт об этой работе опубликован в журнале PNAS.

У мышей (равно как и у человека) пищевой тракт населяет огромное количество разнообразных микроорганизмов. Среди прочего они справляются с соединениями, которые наш желудок не в состоянии расщепить самостоятельно.

"Между кишечными бактериями и животными существует взаимовыгодное сотрудничество", – поясняет доктор Янагисава (фото UT Southwestern Medical Center).

Выяснилось, что два вида бактерий ответственны за переработку питательных веществ в относительно небольшие молекулы – короткоцепочные жирные кислоты (short chain fatty acids). Кислоты эти, в свою очередь, активируют особую рецепторную молекулу в стенке кишечника — Gpr41.

Ранее биологи уже сталкивались с этой молекулой, однако механизмы, которые она активизирует, оставались не вполне понятными. Этот вопрос удалось прояснить группе из UT Southwestern.

Учёные исследовали метаболизм двух специально подготовленных групп мышей. У первых был стерилизован желудок и полезные бактерии отсутствовали, а вторые были вообще генетически модифицированы – так чтобы у них отсутствовала Gpr41.

Оказалось, что в обоих случаях мыши весили меньше и в целом были более стройными, чем особи из контрольной группы, – несмотря на одинаковое количество потребляемой пищи.

У мышей без "жирной" молекулы пищеварение было более резвым, чем у обычных, но при этом снижалась его эффективность (то есть количество извлекаемых калорий).

Тем не менее авторы открытия уверены, что Gpr41 – отличный кандидат на роль мишени для разработки соответствующих препаратов, поскольку никаких нарушений здоровья у животных-мутантов выявлено не было.