Синтез жизни в разрядах молний подтверждён через пять десятилетий

История сенсационных некогда экспериментов, которые в 1950-х годах проводил американский химик Стэнли Миллер (Stanley Miller), получила неожиданное продолжение в наши дни.

Более полувека назад Миллер провёл несколько опытов, в которых воспроизвёл условия ранней Земли, чтобы посмотреть, могут ли биологические молекулы возникнуть из простых неорганических соединений под действием мощных искровых разрядов (Miller-Urey experiment).
Стэнли Миллер, снимок 1999 года. Рядом с учёным – одна из его лабораторных установок, в которой химик получал сложные органические соединения из простых смесей (фото с сайта wikipedia.org).
СтэнлиМиллер, снимок 1999 года. Рядом с учёным – одна из его лабораторныхустановок, в которой химик получал сложные органические соединения изпростых смесей (фото с сайта wikipedia.org).

В первой серии данных опытов Стэнли воссоздавал древнюю атмосферу нашей планеты и получил ряд аминокислот. Позже, правда, выяснилось, что учёные в те годы не вполне точно представляли себе состав атмосферы столь древней эпохи и, стало быть, результаты опытов были не очень корректны.

Но во второй серии Миллер проводил аналогичные тесты уже с имитацией условий древних вулканов и также синтезировал при помощи "молний" несколько пребиотических соединений. Миллер полагал, что вулканы, извержения которых (как и сейчас) нередко сопровождались грозовыми разрядами, могли стать фабриками по синтезу первых аминокислот из горячего водяного пара и ряда газов (метан, аммиак и другие). Вот тут-то учёный был куда ближе к истине, считают современные исследователи, поскольку воссозданные им условия действительно были схожи с теми, что способны обеспечить вулканы.

После смерти Миллера в 2007 году его бывший студент, а ныне — профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего (UCSD) Джеффри Бада (Jeffrey Bada) получил в "наследство" некоторые материалы от тех самых экспериментов.

В частности, это были блокноты с записями и, главное, несколько картонных коробок с наглухо закрытыми 200 пробирками, в которых, как выяснилось, содержались сухие концентраты тех смесей, что получились в ходе "искровых" опытов. А в их числе — и тех экспериментов, что воспроизводили "вулканические" условия.

Почему-то за несколько десятков лет никто не додумывался вновь обратится к материальным результатам знаменитых опытов Миллера. Лишь после его смерти эти запылившиеся колбы попали в поле зрения последователей известного учёного (фото с сайта news.bbc.co.uk).

Бада решил проанализировать состав этих смесей с помощью современной аппаратуры. Всё-таки техника для химического анализа существенно ушла вперёд за полвека.

Так выяснилось, что если Миллер в 50-х выявил в своих "вулканических" колбах пять аминокислот, Джеффри нашёл там же уже 22 аминокислоты.

И в целом американский учёный вычислил, что опыты его учителя были куда более продуктивными в плане выхода органики, нежели считалось до сих пор.

Таким образом, повторный анализ подтвердил, что вулканы и молнии над ними действительно могли произвести необходимые ингредиенты пребиотического супа, который был потом смыт дождями со склонов в водоёмы, где уже началось бы длительное восхождение этих органических соединений к первыми живым существам.

Отчёт об этом анализе Бада и ряд его коллег представили ныне в Science.