Ученые нашли более шести тысяч генов бактерий кишечника, устойчивых к антибиотикам

Французские исследователи в сотрудничестве с Бирмингемским университетом применили новый способ определения генов резистентности к антибиотикам, обнаруженных у бактерий в кишечнике человека.

В кишечнике человека находится триллионы микроорганизмов, главным образом — бактерий. Большинство из них чувствительны к антибиотикам, однако значительное их количество, напротив, имеют механизмы, которые делают их устойчивыми к препаратам. Тем не менее наука еще не достигла полного понимания генов, которые обуславливают эту устойчивость у кишечных бактерий.

Группа ученых во главе с сотрудниками Национального института агрономических исследований (INRA) во Франции в сотрудничестве с профессором Виллемом ван Шайком (Willem van Schaik) из Бирмингемского университета разработала новый метод определения резистентных генов кишечных бактерий путем сравнения трехмерных структур известных устойчивых к антибиотикам ферментов и белков, которые производят кишечные бактерии. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Microbiology.

Затем они использовали этот способ на каталоге, содержащим нескольких миллионов известных генов кишечника. Благодаря этому методу им удалось идентифицировать более шести тысяч устойчивых к антибиотикам генов, которые сильно отличаются от ранее идентифицированных в патогенных бактериях.

«Большинство бактерий кишечника не опасны для человеческого организма. Однако кишечник содержит и те бактерии, которые могут вызывать инфекции у госпитализированных пациентов. Они становятся все более устойчивыми к антибиотикам, поэтому нам важно понять процессы, которые способствуют этому развитию. Сравнивая структуры устойчивых к антибиотикам белков с белками, которые продуцируются бактериями кишечника человека, мы обнаружили тысячи новых генов, подчеркнув их огромное разнообразие в этой среде», — рассказывает Ван Шайк.

Ученые уверяют, что подавляющее большинство обнаруженных генов находится в не опасных для человеческого организма бактериях. Вместе с тем применение антибиотиков может повлечь за собой перенос этих устойчивых генов к патогенным бактериям, что негативно скажется на эффективности антибиотиков при терапии.

Зонд InSight записал шум ветра на МарсеЗонд InSight записал шум ветра на Марсе