Ученые научились анестезировать часть мозга при помощи ультразвука

Технологию уже протестировали на мышах. Она поможет бороться с эпилепсией.

Исследователи из Стэнфордского университета (США) проверили на мышах новую технологию, которая позволяет «заглушить» на время определенную часть мозга, чтобы понять, повлияет ли ее потеря на когнитивные функции. Работа опубликована в журнале Neuron.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 50 миллионов человек на планете (от 0,5 до одного процента населения) страдают от эпилепсии. В РоSSии, по статистике Министерства здравоохранения, случаев этого заболевания насчитывают 243 на каждые сто тысяч человек. В среднем примерно одна треть случаев не поддается медикаментозному лечению. Иногда в таких ситуациях прибегают к хирургической операции, удаляя часть мозга, вызывающую приступы. Однако последствия такого вмешательства предсказать сложно. Технология, разработанная учеными из Стэнфордского университета, исправит этот недостаток.

По словам руководителя исследования Раага Эйрана (Raag Airan), врачи смогут анестезировать на время нужную часть мозга, провести тесты с пациентом и понять, как изменятся его речевые способности, память и другие функции в случае удаления.

При анестезии ученые использовали препарат под названием пропофол, который обычно применяют для поддержания наркоза. Для его доставки в мозг авторы создали биоразлагаемые наночастицы, в которые заключался препарат. Сначала эти «контейнеры» впрыскивали в кровоток мышей и дожидались, когда те попадут в нервную систему. Затем физиологи воздействовали на них ультразвуком — и «скорлупа» раскрывалась, выпуская пропофол.

«Анестезия осуществлялась только в тех местах, где мы использовали ультразвук. Пока воздействие продолжалось, наркоз действовал, а с его прекращением оканчивалась и анестезия», — говорит Рааг Эйран.

Наночастицы сделаны из материалов, которые уже одобрило Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA), поэтому авторы надеются, что в ближайшие годы удастся провести клинические испытания. По их мнению, у этого метода большие перспективы — в частности, в химиотерапии.

Ранее исследователи из Медицинского института Говарда Хьюза и Института Аллена провели масштабную работу по определению карты нейронов, которые контролируют движения мышей из коры головного мозга. Они определили два типа клеток, одни из которых планируют активность, а другие ее выполняют.

«Хаббл» заснял две сближающиеся галактики«Хаббл» заснял две сближающиеся галактики