Imec приступила к коммерческим поставкам нейрозондов нового поколения

При всей своей бытовой доступности человеческий мозг остаётся тайной за семью печатями. Учёные только начинают приближаться к основам того, что можно назвать пониманием мышления, сознания или эмоций. Происходящие в мозге химико-электрические процессы изучены на уровне отдельных нейронов и их связей. Комплексное исследование, которое призвано охватить большие участки мозга, затруднено отсутствием необходимых для этого инструментов. Вернее, было затруднено. Год назад завершена разработка полупроводникового зонда Neuropixels с сотнями каналов для снятия данных активности головного мозга с беспрецедентным разрешением — с почти тысячей датчиками на небольшой кремниевой игле.

Кремниевый нейрозонд нового поколения разработал бельгийский исследовательский центр Imec в содружестве с Исследовательским кампусом Медицинского института Говарда Хьюза (HHMI), независимым международным благотворительным фондом Wellcome Trust с центром в Лондоне, благотворительным фондом Gatsby и Алленским институтом мозга (Allen Institute for Brain Science). Проект стартовал в июле 2013 года и был завершён около года назад. За прошедшее время было разослано около полутысячи прототипов зонда, а сейчас он становится доступен на коммерческой основе.

Кремниевый зонд Neuropixels выпускается на КМОП производстве Imec. Длина кремниевого щупа составляет 1 см. Сечение зонда — 70 ? 20 мкм. На каждый миллиметр длины приходится чуть больше 100 датчиков активности головного мозга. Всего на щупе чуть больше 960 датчиков, которые передают данные одновременно по 384 каналам. Считанная зондом информация позволяет с недоступной ранее степенью детализации считывать данные об активности нейронов на относительно большой площади.

Imec приступила к коммерческим поставкам нейрозондов нового поколения

Следует уточнить, что зонд Neuropixels предназначен для изучения активности головного мозга мелких животных. Увы, других надёжных методов снятия состояния нейронов кроме как введения зондов напрямую в мозг пока не придумано. В то же время новая разработка откроет путь к интересным проектам и открытиям, которые ещё на шаг или два приблизят нас к пониманию работы мозга вообще и человеческого мозга в частности.

Искусственная свинина подешевела за месяц в 12 разИскусственная свинина подешевела за месяц в 12 раз