Галактика-спутник Млечного Пути разваливается на части - астрономы

Малое Магелланово облако, один из крупнейших спутников Млечного пути, распалось на части в результате столкновения с его «старшим братом», Большим Магеллановым облаком.

К такому выводу пришли астрономы, опубликовавшие статью в журнале Astrophysical Journal Letters, передает РИА Новости.

«Это крайне удивительное открытие. Мы открыли гигантскую область Малого Магелланова облака, так называемое «Крыло», которое сейчас отделилось от остальной части этой галактики и движется в сторону Большого облака», — заявила Салли Ойи (Sally Oey) из университета штата Мичиган в Энн-Арборе (США).

Млечный путь находится в космосе не один, а в компании целой свиты из нескольких десятков относительно небольших карликовых галактик, наиболее заметными и крупными из которых являются так называемые Большое и Малое Магеллановы облака – две относительно небольших «семьи» звезд, чей диаметр составляет примерно 13-14 тысяч световых лет.

Эти галактики достаточно давно привлекают внимание астрономов своей неправильной формой, свидетельствующей о столкновениях Большого и Малого облаков в прошлом, а также необычной манерой вращения вокруг Млечного Пути, не похожей на то, как движутся остальные его спутники.

Недавно ученые нашли первые свидетельства того, что в подобном космическом «рестлинге» победила более крупная галактика – она «выдрала» куски газа из Малого Магелланова облака и лишила ее значительных запасов темной материи. В результате этого часть звезд ее меньшей «сестры» оказалась катапультирована в космос, образовав несколько ярких линий, соединяющих оба скопления светил.

Ойи и ее коллеги нашли новые свидетельства того, что Малое Магелланово облако проиграло, проводя своеобразную «перепись» среди самых крупных, горячих и молодых светил в этой галактике.

Подобные звезды, как отмечают ученые, возникают в Млечном Пути достаточно редко, внутри крупнейших скоплений газа и пыли, подобных туманности Ориона. Астрономов давно интересует то, какие факторы способствуют их рождению и какие процессы иногда приводят к «катапультированию» этих светил из «звездных яслей» и их разгону до рекордно высоких скоростей.

Пытаясь понять, как это происходит, авторы статьи воспользовались данными, которые собирает зонд-«звездочет» GAIA, вычисляющий точные расстояния и скорости движения нескольких миллиардов светил в нашей Галактике и двух ее крупнейших спутниках.

Эти замеры раскрыли неожиданную картину – оказалось, что огромный регион в юго-восточной части Малого облака «откололся» от него и движется в сторону его большого собрата со скоростью в 64 километра в секунду.

В пользу этого говорит то, что все молодые звезды в этом регионе галактики, который ученые окрестили «Крылом», движутся заметно быстрее, чем светила в других регионах Малого облака, и путешествуют примерно в одном и том же направлении.

Это, как отмечают ученые, подтверждает то, что Магеллановы облака действительно столкнулись, а не просто соприкоснулись друг с другом, как считают некоторые ученые.

Потрясающая подборка фотографий скелетов динозавров «взорвала» СетьПотрясающая подборка фотографий скелетов динозавров «взорвала» Сеть