Lockheed Martin показала проект лунного посадочного модуля

Корпорация Lockheed Martin представила проект пилотируемого космического аппарата, предназначенного для посадки на Луну и доставки астронавтов с поверхности на лунную орбитальную станцию.

Он рассчитан на четверых человек, которые смогут проводить с его помощью двухнедельные экспедиции на лунной поверхности. Подробное описание проекта изложено в статье, представленной на 69-м Международном конгрессе по астронавтике.

Сегодня вся пилотируемая космонавтика сконцентрирована на околоземной орбите — на Международной космической станции и китайской орбитальной станции «Тяньгун-2», которая, впрочем, была обитаемой только в течении одного месяца в конце 2016 года. Самые большие перспективы по освоению людьми глубокого космоса ученые и инженеры связывают с Марсом, однако пока ни одно космическое агенство или компания ни с технической, ни с финансовой точки зрения не готовы к пилотируемым полетам на Марс. В качестве промежуточного шага NASA предложило в 2017 году основать на окололунной орбите обитаемую станцию Lunar Orbital Platform-Gateway, которую можно было бы использовать как для исследования самого спутника и отработки технологий, необходимых для дальних космических полетов, так и, в перспективе, для полетов на Марс.

В первые годы космонавты будут находиться лишь на самой станции. Предполагается, что для доставки экипажей туда будет использоваться сверхтяжелая ракета-носитель SLS и космический корабль Orion, разрабатываемый Lockheed Martin. В будущем станция будет использоваться в качестве промежуточного пункта для экспедиций на поверхность Луны. NASA планирует определиться с концепцией миссий на лунную поверхность и выбором корабля для них лишь в 2024 году, но Lockheed Martin решила уже сейчас начать прорабатывать проект посадочного модуля для лунных экспедиций.

Посадочный модуль рассчитан на четырех человек, которые смогут обитать в нем на поверхности Луны 14 дней — половину лунных суток. Модуль имеет высоту 14 метров и сухую массу 22 тонны. Инженеры предлагают использовать в нем четыре модифицированных жидкостных ракетных двигателя RL-10, работающих на жидком водороде и жидком кислороде. Масса топлива и окислителя составляет 40 тонн. Предполагается, что топливо для посадочного модуля будет доставляться к станции специальным кораблем снабжения, который будет перемещаться между околоземной и окололунной орбитами. Помимо членов экипажа, посадочный модуль сможет доставлять на поверхность Луны до тонны полезной нагрузки, необходимой для экспедиции.

Поскольку посадочный модуль имеет достаточно большую массу, Lockheed Martin предлагает сделать его полностью многоразовым и доставить его к лунной станции лишь один раз, а затем использовать для нескольких миссий на поверхность. Во время подготовки проекта инженеры воспользовались наработками, полученными в рамках разработки пилотируемого корабля Orion. Разработчики надеются, что разработка и опыт использования лунного посадочного модуля, в свою очередь, пригодятся при разработке пилотируемых миссий на Марс.

В Италии открыт завод, выкачивающий углекислый газ из атмосферыВ Италии открыт завод, выкачивающий углекислый газ из атмосферы