Найдена причина быстрого звездообразования на заре Вселенной

Одной из загадок COSMOS-AzTEC-1 было очень большое количество звезд. Получалось, что скорость звездообразования в этой протогалактике превышает аналогичный показатель для Млечного Пути примерно в 1000 раз. Конечно, в астрономии бывает всякое, а уж за миллиарды лет и подавно могло произойти много интересного, но у подобной разницы должны быть причины.

Их поиском занялся международный коллектив ученых, преимущественно из Японии и Великобритании. Используя расположенный в Чили телескоп миллиметрового диапазона ALMA, ученые смогли изучить далекий объект с неплохим разрешением. Правда, в своей статье в Nature авторы все равно жалуются на разрешающую способность своих приборов, но надо отметить, что ничего более точного на Земле пока нет. Может быть появится в 2021 году, когда будет запущен космотелескоп James Webb.

Звездообразование в Млечном Пути и, вероятно, в похожих современных галактиках, сдерживается излучением уже существующих звезд, которое давит на межзвездный газ в разных направлениях, не давая ему группироваться под действием гравитации. Процессы гравитационного сосредоточения и светового расталкивания находятся почти в равновесии, первый из них все-таки преобладает, но не очень уверенно.

Как выяснилось, межзвездный газ в COSMOS-AzTEC-1 сосредоточен (точнее, был сосредоточен 12 миллиардов лет назад) в виде уплощенного тороида или диска. В этой ситуации его гравитационное сжатие ощутимо преобладало над давлением света.

Обнаруженный эффект, очевидно, нуждается в дополнительной проверке.

Ученые посчитали, сколько стоит птичий пометУченые посчитали, сколько стоит птичий помет