Криминалисты научились определять фамилию преступника по ДНК

В Великобритании ученые совершили прорыв в криминалистике с помощью генных технологий. В скором времени сыщики будут определять фамилию преступника мужского пола по оставленным следам ДНК.

Ученые Лестерского университета нашли генетическую связь между однофамильцами, которая позволит криминалистам определять имя жертв по одним только образцам ДНК. При этом данная закономерность выявлена только в отношении мужчин, передает NEWSru.com со ссылкой на Reuters. Сенсационные результаты работы ученых были представлены в среду. Новая технология основана на анализе хромосомы Y, которая передается от отца к сыну точно так же, как и фамилия.

В проверке новой методики приняли участие 2,5 тысячи мужчин. Исследование показало, что в 24% случаев ученые могут определить фамилию человека по его генетическому коду. А если речь идет о носителе редкой фамилии, то вероятность правильной идентификации возрастает почти до 50% и выше.

Например, определить носителя фамилий Аттенборо и Свиндлхёрст удалось в 70 процентах случаев, поскольку генетическая карта их Y-хромосом совпадала и люди с этими фамилиями, скорее всего, имеют общего предка.

Напротив, фамилия Смит, происходящая от древней профессии кузнеца, является очень распространенной. У Смитов могут быть разные предки, и потому в этом случае новаторская методика вряд ли будет работать.

Исследование показало, что носители фамилий Ревис, Уордсворт и Джефферсон имеют нескольких разных родоначальников, однако их генетические карты различны.

Примечательно, что сделанное открытие имеет ценность и для генеалогии, поскольку отныне будет легче установить для современных людей общих предков на основании ДНК-теста. "Найденная взаимосвязь, существующая между Y-хромосомой и фамилией, которую носит человек, может быть использована в криминалистике", - говорит автор сенсационного исследования, доктор Тури Кинг. По ее мнению, при наличии большой базы данных установить фамилию человека по образцу ДНК станет вполне возможным. Впрочем, Кинг оговаривается, что происхождение многих фамилий трудно установить, а практика усыновлений могла еще больше запутать ситуацию. Тем не менее, есть весьма древние родовые имена, которые сформировались примерно 700 лет назад.

Добавим, что именно ученые Лестерского университета разработали в 1984 году методику генетического анализа, которая в наше время позволяет раскрывать преступления, совершенные даже десятки лет назад.

По другую сторону Атлантики ученые тоже совершенствуют генные методики для борьбы с опасными преступниками. Криминалисты уже могут определить подозреваемого по "загрязненной" ДНК, найденной даже в туалете или любом другом общественном месте.

Теперь преступнику значительно сложнее будет уйти от возмездия, поскольку эксперты научились выделять индивидуальный генетический код, даже если поверх него свою ДНК оставили еще 200 человек. Настоящий переворот в криминалистике произошел благодаря работе команды ученых из Института генетических исследований в городе Феникс штата Аризона. Для обнаружения генетической улики криминалистам отныне требуется гораздо меньше биологического материала. До сих пор для определения индивидуального кода экспертам нужно было собрать хотя бы 10 процентов генетической информации, американским же специалистам теперь достаточно 0,1 процента этих данных.

Эта технология дает следователям новое мощное оружие для борьбы с преступностью, поскольку теперь становится возможным выйти на подозреваемого по микроскопическим чешуйкам кожи, которые он, например, оставил на перилах общего пользования.

"Нас ждет революция в криминалистике", - говорит руководитель группы ученых, разработавших новый метод, Дэвид Крейг. К настоящему времени генетики проверили свои расчеты опытным путем, специально смешивая различные образцы ДНК. В итоге их выкладки подтвердились.

Тем не менее, не все эксперты склонны разделять оптимизм авторов новой методики. В реальных условиях жизни определить ДНК может оказаться сложнее, чем в лаборатории, предупреждает криминалист-генетик Питер Джилл из университета Стратклайда. В свое время именно он в числе других разработал методику обнаружения ДНК-улик. Кроме того, по словам доктора Джилла главные трудности следователей заключаются не в том, чтобы вычленить ДНК подозреваемого, а чтобы идентифицировать и найти его самого.

Напомним, недавно ученые открыли возможность изучать миграцию людей по миграции мышей. Оказывается, что куда бы ни отправлялись новые поселенцы, за ними с родины увязывались и мыши. Таким образом изучение мышиной генетики может помочь учёным установить пути миграции людей.

Группа учёных из университета британского города Йорк во главе с профессором Джереми Сирлом установила, что обычная домашняя мышь в процессе эволюции преобразовалась в несколько различных видов и распространилась по Западной Европе из стран Ближнего Востока во времена Железного века, около 3 тысяч лет назад.

Также стало известно, что австралийское правительство выдало первую в мире лицензию на клонирование человека. Лицензия, выданная фирме Sydney IVF, которая специализируется на экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО), дает право клонировать эмбрионы людей для получения эмбриональных стволовых клеток.

Для этих целей компания Sydney IVF получит доступ к 7200 яйцеклеткам. Ранее ученые для получения стволовых клеток использовали другие клетки, в частности кожи.

Ранее сообщалось, что бразильский суд постановил, что учёные могут проводить исследования эмбриональных стволовых клеток .