В Японии разработали безопасную альтернативу редактирования генома

18747396 - dna molecule is located in front of a colored background abstract collage

CRISPR-Cas9 — самая известная технология редактирования генома, которую предполагается использовать в том числе в генной терапии различных наследственных заболеваний и рака.

Однако у этого метода есть ряд ограничений, в первую очередь, вероятность появления нежелательных мутаций.

Исследователи из Университета Осаки создали модифицированный вариант CRISPR, который лишен подобных недостатков, сообщает Science Daily.

Технология CRISPR-Cas9 работает за счет совместного действия белка Cas9, который разрезает ДНК, и короткой РНК, которая указывает место разреза. Благодаря этому можно отредактировать практически любой ген в геноме. Однако этот процесс может сопровождаться ошибками, приводящими к мутациям. Чтобы снизить подобные риски, японские исследователи разработали новый метод модификации дефектных генов.

При обычном CRISPR разрезаются обе цепочки ДНК. Клетка восстанавливает их целостность, но процесс чреват непредвиденным ошибками. Модифицированный же вариант CRISPR отличается тем, что в нем разрезается только одна цепочка ДНК. Располагая нетронутой цепочкой, клетка «сшивает» разрез намного успешнее. По данным одного опыта, стандартная методика приводила к мутациям в 90% случаев, а измененная — лишь в 5%.

Снижение рисков не ухудшило эффективность методики: модифицированный CRISPR (который сами разработчики называют SNGD) позволяет достичь желаемых генетических изменений. По мнению исследователей, их технология, более безопасна, чем распространенный аналог, и будет иметь большое значения для медицины.

В Италии открыт завод, выкачивающий углекислый газ из атмосферыВ Италии открыт завод, выкачивающий углекислый газ из атмосферы