Ученые сумели изучить необычную орбиту близкой к Земле «хвостатой» экзопланеты

Ученые, которые занимались изучением экзопланеты GJ436, обнаружили, что она сильно отличается от других планет и является своеобразным исключением из правил. Экзопланету назвали назвали «хвостатой».

Об этом сообщает Naked Science.

Планеты образуются из остатков газопылевого облака новорожденной звезды, и их орбиты сохраняют общую с ней плоскость вращения. Так выглядит наша Солнечная система и большинство планетных систем – с некоторыми очень интересными исключениями. Новый пример такой необычной системы описали Винсент Бурье (Vincent Bourrier) и его коллеги из Женевского университета. В статье, опубликованной журналом Nature, астрономы сообщают об исследовании красного карлика Gliese 436 (GJ436), расположенного в 33 световых годах от нас.

GJ436 – это старая, тусклая звезда, у которой еще в 2004 году была обнаружена планета GJ436b. Имея массу, более чем в 20 раз превышающую земную, она вращается вокруг звезды за 2,6 суток. Предполагается, что поверхность планеты покрыта очень плотным и горячим льдом экзотических кристаллических форм. Он испаряется и под давлением потока частиц звезды образует гигантский хвост, подобный кометному и растянулся на полтора десятка миллионов километров.

Но GJ436b оказалась уникальна не только этим. Швейцарские астрономы показали, что планета движется по крайне необычной орбите, которая проходит почти над полюсами её звезды. Отличается она и большим эксцентриситетом: если Земля и планеты Солнечной системы движутся по почти круговым орбитам, то дистанция от GJ436b до звезды с течением местного года меняется в разы.

Стоит заметить, что звезда GJ436 обладает весьма почтенным возрастом в 6 млрд лет. Даже если сначала ее планеты по какой-либо причине имели бы такие необычные и не очень стабильные орбиты, то они давно бы стабилизировались под действием приливных сил. Орбита GJ436b за это время наверняка бы принял более равномерный характер. Если этого не произошло, значит, на ее движение повлияло или продолжает влиять другой массивный объект.

Что это за объект, ученые пока не могут сказать: странная орбита хвостатой планеты GJ436b может быть результатом притяжения пролетающей неподалеку звезды или другой массивной планеты. Она не только нарушила ее движение, но и подтолкнула ближе к звезде, запустив значительный рост «хвоста» испарений.

Доказано: жизнь на метеоритах возможнаДоказано: жизнь на метеоритах возможна