Ученые изучают жизнедеятельность сусликов для предотвращения инсультов у людей

Команда ученых определила вещества, которые могут предотвратить повреждение головного мозга, вызванное инсультом. Исследователи, открывшие метод, вдохновились особенностями физиологии сусликов.

Об этом сообщает Phys.org со ссылкой на FASEB Journal.

Ученые из Национального института неврологических нарушений и инсульта NIH (NINDS) решили испробовать метод снижения давления на стенки кровяных сосудов у людей, обратив внимание, как работает сердечно-сосудистая система сусликов.

Как пояснила Франческа Босетти, директор по программе, директор программы Национального института неврологических нарушений и инсульта NIH (NINDS), у людей ишемический инсульт возникает, когда сгусток отсекает поток крови к части мозга, лишая эти клетки кислорода и питательных веществ, таких как глюкоза сахара в крови. В результате почти 800 000 американцев ставят диагноз инсульт каждый год, а у 87 процентов из них - ишемические инсульты.

Однако у сусликов даже при изменении давления на стенки сосудов болезненные последствия не наступают.  Установлено, что мозг животных испытывает резкое снижение кровотока во время спячки, как и у людей после определенного типа инсульта, но в крови происходит химическая реакция, предотвращающая инсульт.

В настоящее время единственный способ минимизировать гибель клеток, вызванных инсультом, - как можно скорее удалить сгусток. Лечение, помогающее клеткам головного мозга выживать в условиях недостатка кислорода и глюкозы, может значительно улучшить результаты лечения пациентов. Но по состоянию на 2017 год, таких нейропротективных средств для пациентов с инсультом не существует.

В то же время, ученые исследования химические процессы в белках молекул крови сусликов и узнали, что если ввести в кровь животных два вещества - эбселен и 6-тиогуанин – это изменяет активность данных процессов, что влияет на функции молекул. В частности, запускает процесс сумоилирования белков молекул крови. Сумоилирование происходит от названия белка – «сумо-белок» или «сумо-протеин», который также участвует в описываемой химической реакции, сообщил доктор Джон Халленбек.

Так вот у сусликов процесс сумоилирования в момент спячки «отключался», но при выходе из этого состояния возвращался к прежней активности.

По мнению доктора Халленбека, если запустить процесс сумоилирования у людей, мозг человека по-другому бы реагировал на снижение кровотока и вероятность инсульта снизилась бы.

«Если бы мы могли только включить процесс, который, по-видимому, организм сусликов использует для защиты своих мозгов, мы могли бы помочь защитить мозг человека во время инсульта и в конечном итоге помочь людям выздороветь», - прокомментировал открытие Джошуа Бернсток, аспирант лаборатории доктора Халленбека.

Отметим, тиогуанин (тhioguanine) — лекарственное вещество, тормозящее рост злокачественных клеток; применяется для лечения лейкемии.

Эбселен (ebselen), селен-органическое соединение, - антиоксидант, действующий через глутатион и обладающий пероксидазоподобным эффектом.