Астрономы нашли планету, где предположительно идут дожди из рубинов и сапфиров

Ночью в атмосфере экзопланеты HAT-P-7 b идут дожди, «капли» которых представляют собой кристаллы рубинов и сапфиров.

Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy, – сообщают РИА Новости.

Так художник представил себе планету HAT-P-7b, в атмосфере которой идут дожди из сапфиров

«Нам удалось проследить за тем, как свет отражается от атмосферы HAT-P-7b, и понять, что она постоянно меняется. На ее ночной стороне формируются облака, которые транспортируются сильными ветрами в сторону дневной стороны, где они испаряются. Скорость ветра часто резко меняется, поэтому много облаков формируются и затем исчезают. Это первый пример существования погоды на газовом гиганте вне Солнечной системы», – заявил Дэвид Армстронг (David Armstrong) из университета Уорика (Великобритания).

Планета HAT-P-7b, или Kepler-2b, стала одной из первых планет, которые были открыты или чье существование было подтверждено орбитальным телескопом «Кеплер». Это типичный «горячий юпитер» – газовый гигант, который вращается очень близко к светилу. Из-за этого температура атмосферы Kepler-2b превышает 2500 градусов Цельсия на «солнечной стороне, и примерно 1300 градусов на «ночной» стороне.

Открытие «горячих юпитеров» впервые поставило ученых перед фактом, что атмосфера на таких планетах может состоять из крайне экзотических материалов. К примеру, за последние годы были открыты планеты со свинцовыми и стеклянными облаками, а также воздухом, который состоит из испарения металлов и горных пород, потоки которого дуют в некоторых случаях со сверхзвуковой скоростью.

Так как HAT-P-7b удалена от нас приблизительно на тысячу световых лет, ее атмосферу и другие свойства невозможно изучать непосредственно. Поэтому ученым приходится раскрывать их тайны, ориентируясь на то, как меняется ее яркость, расположение и «узор» линий спектра и другие свойства ее свечения под действием погоды и других факторов.

В этом отношении Армстронгу и его коллегам повезло – орбитальный телескоп «Кеплер» непрерывно следил за HAT-P-7b в течение первых четырех лет работы, что позволило астрономам детально изучить вариации яркости, спектре и других характеристиках «горячего юпитера».

Наблюдения раскрыли неожиданную вещь – оказалось, что самая яркая (и горячая) точка в атмосфере HAT-P-7b постоянно двигалась, а не стояла на том месте, которое прямо «смотрит» на звезду и получает от нее больше тепла. Это указало на то, что в воздухе «горячего юпитера» бушуют мощные штормы, которые гоняют относительно холодные воздушные массы и облака с ночной стороны планеты.

Облака, как предполагают авторы статьи, состоят из корунда – минерала, составляющего основу рубинов, сапфиров и многих других драгоценных камней. Соответственно, такие облака, если они задерживаются на ночной стороне, где это соединение может существовать в жидкой форме, могут насыщать нижние слои атмосферы HAT-P-7b «рубиновыми» и «сапфировыми» каплями.

Подобные «драгоценные облака», как считают ученые, формируются на границе между дневной и ночной стороной HAT-P-7b, где температуры достаточно низкие для конденсации сапфиров и рубинов из паров корунда.

Оттуда они переносятся мощными ветрами на освещенную сторону планеты, где быстро закрывают атмосферу, повышая ее отражательную способность, что ведет к ее резкому охлаждению. В результате, ветры ослабляются и транспортировки облаков с ночной на дневную сторону прекращается. Облака постепенно испаряются, и цикл рождения и уничтожения повторяется заново.

Конечно, человечество вряд ли когда-нибудь сможет попасть в атмосферу таких планет и «собрать» подобные драгоценные капли. С другой стороны, открытие таких облаков и их взаимосвязь с ветрами говорит о том, что сложные погодные системы могут существовать даже в самых экстремальных условиях. Это важно для поисков разумной и неразумной жизни при анализе её возможных следов в атмосферах далеких планет.