Ископаемые останки рассказали о теплом прошлом Антарктиды

Группа ученых из Америки и Великобритании обнаружила в районе Антарктиды, известном как Сухие долины МакМердо, окаменелые останки остракодов – ракообразных животных, обитающих в пресной воде. Находка позволяет относительно точно установить дату резкого (по геологическим меркам) изменения климата Антарктики. Об этом сообщает BBC News.
Окаменелые останки остракодов. Фото Mark Williams, University of Leicester.

Большинство теорий, описывающих изменение климата Земли с течением времени, сходятся на том, что раньше в Антарктике было гораздо теплее. Однако точные датировки этого "раньше" разнятся. Анализ найденных останков позволил установить, что похолодание произошло примерно 14 миллионов лет назад.

В настоящее время средняя температура в районе обнаружения окаменелых останков составляет -25 градусов по Цельсию. В прошлом на этом месте существовала пресноводное озеро (где обитали найденные остракоды), которое питалось водой от тающих ледников. По словам одного из исследователей, доктора Адама Льюиса (Adam Lewis) из Университета Северной Дакоты, США, 14 миллионов лет назад климат напоминал современную тундру. Однако в последующие 250 тысяч лет, в результате начавшегося похолодания, ледники прекратили таять, и озеро высохло.

Датировать возраст останков ученые смогли благодаря их отличной сохранности. Это связано с уникальными условиями Сухих равнин. Они располагаются на окраине Антарктического континента и лежат значительно ниже уровня ледяного покрова. Охлажденный воздух, спускающийся в долины с окружающих ледников, содержит очень мало влаги. Кроме этого там постоянная низкая температура. Считается, что по климату эти равнины – наиболее близкое к Марсу место на Земле. Останки живых организмов на этих равнинах мумифицируются. До окаменения то же самое произошло с остракодами. На тельцах сохранились мягкие ткани, и даже останки волосяного покрова.

Как считают ученые, новое открытие поможет в изучении естественных глобальных процессов изменения климата на планете.