Поддонные бактерии делятся в рекордно низком темпе

И это всего лишь один из выводов, к которым пришла со своими коллегамибиохимик Дженнифер Биддл (Jennifer F. Biddle), сотрудница университетаКалифорнии в Чейпел Хилл (University of North Carolina, Chapel Hill), в новом исследовании этих микроорганизмов. Не менее интересные результаты принёс генетический анализ этих бактерий.

Напротяжении уже нескольких лет Дженнифер изучает бактерии, которыхнаходит в поддонных отложениях осадочных пород неподалёку от побережьяПеру. Это место — одно из наиболее подходящих для подобных изысканий,так как туда океанские воды постоянно приносят большое количествобиологически активного материала.

Некоторые из микроскопических снимков бактерий, найденных Биддл и её сотрудниками в поддонных осадочных породах у побережья Перу (фото Biddle J.F. et al).

Как утверждает исследовательница, ей вместе с коллегами была впервые предпринята попытка анализа геномов этих организмов, извлечённых с глубин 1, 16, 32 и 49 метров ниже дна. По полученным данным учёные сделали вывод о том, что мир поддонной жизни весьма разнообразен и вместе с тем резко отличается от "бактериального населения" находящейся выше воды.

Как оказалось, количество микроорганизмов с глубиной возрастет. Основную часть из них (до 90%) составляют археи (Archaea) — древнейшие одноклеточные создания. Интересно, что эти бактерии живут, казалось бы, в довольно непростых условиях — при существенной нехватке питательных веществ. Как они справляются с такой проблемой?

По словам одного из участников исследования, профессора геологии Кристофера Хауса (Christopher H. House) из университета Пенсильвании (Pennsylvania State University), данные бактерии по обыденным представлениям практически мертвы, так как обладают крайне медленным метаболизмом. Для сравнения: если кишечные палочки (E. coli) делятся каждые двадцать минут, то для поддонных бактерий длительность такого интервала составляет от 100 до 2 тысяч лет!

Профессор Хаус не исключает, что для этих "неторопливых" организмов вполне могут подходить условия сложившиеся, например, на далёкой Европе или где-нибудь в залежах марсианской воды.

Подробности исследования будут опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

По всей видимости, именно замедленный темп деления позволяет некоторым таким бактериям спокойно обитать на глубине больше 800 и даже более 1,6 тысячи метров. И доживать аж до 120 тысяч лет!

Вот только как минимум на один вопрос наука, по словам Биддл, пока не может ответить: "Как же эти бактерии умирают?.."