Астрономы нашли звездное скопление с сотнями черных дыр

Ученые поражены открытием

Фото: pixabay.com

Шаровое звездное скопление NGC 6101 оказалось "домом" для сотен черных дыр звездных размеров, что ранее считалось невозможным, заявляют ученые.

"Черные дыры нельзя увидеть в телескоп, так как фотоны просто физически не могут выбраться из них. Для того, чтобы найти эти объекты, нам пришлось наблюдать за тем, как их притяжение влияет на поведение видимой материи вокруг них. Наблюдения за этими эффектами и расчеты помогли нам понять, где находятся черные дыры, и таким образом найти то, что нельзя увидеть", — заявил Миклос Пойтен из университета Сюррея (Великобритания).

Как отмечают Пойтен и его коллеги, открытие не одной или нескольких десятков, а сотен черных дыр в единичном шаровом скоплении стало для них большой неожиданностью. До этого ученые считали, что черные дыры, рождающиеся в таких плотных "семьях" звезд, будут в большей части случаев выбрасываться из них во время взрывов сверхновых, в которых они рождаются.

Оказалось, что этого на самом деле по каким-то причинам не происходит, и что шаровые скопления могут содержать сотни черных дыр малой массы. К такому выводу астрономы пришли, наблюдая за шаровым скоплением NGC 6101 в созвездии Райской Птицы, одним из самых древних скоплений звезд на окраинах Млечного Пути, где средний возраст светил превышает 12,5 миллиарда лет.

Наблюдая за этим скоплением, ученые обратили внимание на необычные скорости движения так называемых "звезд-изгоев" внутри них, которые указали на скрытые от нашего взора гравитационные взаимодействия, послужившие причиной "изгнания" этих светил из тех частей NGC 6101, где они родились. Этот же процесс превращает их в своеобразных "космических вампиров", омоложающих себя за счет "воровства" материи у других звезд, с которыми они периодически сближаются.

Обычно такие звезды бывают сосредоточены ближе к центру шаровых скоплений, однако в случае с NGC 6101 этого не происходило, что заставило Пойтена и его коллег задуматься, как могла возникнуть такая аномалия. В том, что это действительно реальная аномалия, ученые не сомневались – "равномерное" распределение "бродяг" и нормальных звезд характерно для молодых скоплений, а не для пожилых звездных "аксакалов", таких как NGC 6101.

Изучив положение нескольких тысяч голубых "звезд-изгоев" и обычных звезд, находящихся на излете своей жизни, ученые построили компьютерную модель NGC 6101, при помощи которой они просчитали, как должны были двигаться светила в последние несколько миллиардов лет жизни этого семейства звезд.

Оказалось, что подобное распределение "звезд-изгоев" возможно только в том случае, если NGC 6101 населен сотнями, если не тысячами черных дыр небольшой массы, чье притяжение "дирижировало" миграциями изгнанных светил внутри скопления.

Потенциальное открытие гигантского числа черных дыр в шаровом скоплении, как отмечают ученые, укрепляет подозрения физиков в том, что эти семейства звезд являются основными "фабриками" черных дыр и гравитационных волн, порождаемых при их слиянии. Наблюдения за NGC 6101 и другими подобными объектами при помощи гравитационных обсерваторий LIGO, Virgo и будущей космической обсерватории eLISA, по их мнению, поможет чаще находить всплески гравитационных волн и раскрыть тайны этой силы природы.