После столкновения галактики становятся каннибалами

Столкновения галактик провоцируют их "пожирание" черными дырами. К такому выводу пришли астрономы, наблюдавшие с помощью радиотелескопа за галактиками, содержащими черные дыры в центре. Работа ученых опубликована в журнале Astrophysical Journal.
При столкновении галактик происходит возмущение их газа, которые начинает поглощать черная дыра. Изображение одного из авторов исследования.

Объектом исследования астрономов были галактики Сейферта, или сейфертовские галактики, - галактики с активными ядрами и определенными характеристиками излучения. Большинство сейфертовских галактик являются спиральными. Теория о том, что в центре таких галактик находятся черные дыры, питающиеся материей своих "хозяев", существовала давно. Однако до сих пор у астрономов не было единого мнения о том, что является причиной активности черных дыр, так как ученые не могли увидеть, в какой момент вещество начинает свое "путешествие" к центру галактики.

Самая распространенная теория предполагала, что толчком к поглощению вещества служат столкновения галактик со своими соседями. Однако наблюдения за сейфертовскими галактиками с помощью светового телескопа не выявили следов недавних столкновений. Группа астрономов под руководством Пола Хо (Paul Ho) использовала систему радиотелескопов VLA (Very Large Array), расположенную в Нью-Мексико. Ученые исследовали радиоизлучение, испускаемое атомами водорода сейфертовских галактик. Анализ показал, что большинство из галактик в недавнем прошлом сталкивалось с соседними галактиками. Для сравнения ученые провели аналогичные исследование неактивных галактик. Следы столкновений удалось обнаружить только для некоторых из них.

Черные дыры, расположенные в центре многих галактик, определяют их энергетическую активность, которая зависит от скорости поглощения дырой материи. Галактики Сейферта являются относительно малоактивными, в отличие, например, от квазаров - объектов, являющихся источниками мощного электромагнитного и светового излучения.