Перед вымиранием мамонты разделились на две ветви

Значительное открытие в области исследования мамонтов сделали учёные разных стран, изучив митохондриальную ДНК, извлечённую из волос древних животных.

Родственники слонов бродили по покрытым снегом равнинам Сибири примерно 40 тысяч лет назад. Ранее считалось, что все мамонты были одной группой животных.
Исследование ядерной ДНК (если такое когда-то станет возможным) подтвердит или опровергнет полученные данные (фото Penn State University).
Исследованиеядерной ДНК (если такое когда-то станет возможным) подтвердит илиопровергнет полученные данные (фото Penn State University).

Однако интернациональная команда учёных, которую возглавил Томас Гилберт (Thomas Gilbert) из университета Копенгагена (Københavns Universitet), расшифровала митохондриальную ДНК ещё пяти особей Mammuthus primigenius (итого на данный момент 18). А затем палеонтологи доказали, что на момент вымирания мамонты представляли собой две отдельные группы животных, у которых был один общий предок.

Два "ответвления" обитали в одно и то же время примерно в одних и тех же местах. Но одно из них, судя по всему, проживало на небольшой территории и вымерло раньше всех остальных.

Комок шерсти мамонта и его анализ в лаборатории центра древней генетики университета Копенгагена (фото Stephan Schuster, Penn State University).

Отметим, что у большинства животных, и в частности у мамонтов, митохондриальная ДНК передаётся по материнской линии. В ней отсутствуют данные об изменениях функций многих генов (в отличие от ДНК в ядре клетки). Но именно по этой причине её значительно проще использовать для идентификации отдельных групп животных.

Поначалу биологи, тщательно изучив мтДНК 18 особей, обнаружили, что имеют дело с двумя разными филогенетическими ветвями. Затем они посмотрели на карту местонахождения останков животных, после чего с помощью радиоуглеродного анализа установили, в какое время жили исследуемые особи мамонтов.

Учёным удалось выявить следующие различия: вторая малочисленная группа животных "охватывала" меньшие территории, оставаясь в основном в высоких арктических широтах, и при этом вымерла около 30-40 тысяч лет назад. В то же время первая просуществовала ещё 20 тысяч лет.

Места обнаружения останков мамонтов, из волос которых были извлечены целые митохондриальные ДНК. Более распространённая группа мамонтов показана синими ромбами. Красными кружками, как вы уже наверняка догадались, обозначена вторая малочисленная группа (иллюстрация Tomas Gilbert).

Первое различие пока неоспоримо (в будущем, возможно, найдут мамонтов, относящихся ко второй группе, и в других местах). А вот второе вполне можно подвергать сомнению, ведь данные радиоуглеродного анализа допускают огромную ошибку (в случае загрязнения образца) и говорить наверняка о времени существования животных нельзя.

Но и с "глобальными" выводами Гилберта и его коллег спешат согласиться далеко не все учёные.

"Ещё рано констатировать, что среди вымерших мамонтов присутствовали две группы, два подвида или даже вида. Так Генетики пока не в состоянии сопоставить расшифрованные данные и морфологию животных", — считает доктор Адриан Листер (Adrian Lister) из лондонского Музея естествознания (Natural History Museum).

Однако найденные различия всё же ставят перед научным сообществом новые важные вопросы. А биологи ещё раз отмечают важность нового метода извлечения мтДНК, которая раньше считалась не слишком важным источником генетической информации.

LiveScience также обращает внимание читателя на то, что внутри групп особи не отличались большим генетическим разнообразием. Это в свою очередь вполне могло стать одной из важнейших причин последующего вымирания мамонтов.

Подробный отчёт о проведённом исследовании опубликован в открытом доступе в журнале "Слушания национальной академии наук США" (PNAS).

В США при запуске самодельной ракеты погиб астронавт-любитель, пытавшийся доказать, что Земля плоскаяВ США при запуске самодельной ракеты погиб астронавт-любитель, пытавшийся доказать, что Земля плоская