Машинное обоняние уподобили человеческому

Каждый аромат имеет свою собственную модель, которую различает наш нос.

Благодаря комбинации белков, соединенных с транзисторами, впервые машины научились идентифицировать запахи, которые являются зеркальным отражением друг друга, так называемые хиральные молекулы; ранее это являлось недостижимым.

Человеческий нос способен различать некоторые такие молекулы, и разные формы молекулы карвона, например, могут пахнуть, как мята или тмин. Ранее машины не смогли бы отличить один запах от другого.

Разработка позволит создать новое поколение биодатчиков с острой способностью пронюхивать проблемы. Датчики имеют массу промышленных применений, таких как индикация испортившейся пищи, и могут быть достаточно точными, чтобы определять, насколько загрязнена атмосфера.

Ученые из университета Манчестера (Великобритания) и университета Бари (Италия) создали биодатчик, в котором используется одорант-связывающий белок. Результаты опубликованы в издании Nature Communications.

Машинное обоняние уподобили человеческому

Одорант-связывающие белки содержатся в носовой слизи, которую вырабатывают обонятельные рецепторы, помогающие нам воспринимать запахи. Ученые обнаружили метод производства этих белков в количестве, достаточном для использования в биодатчиках.

Исследователи разработали методы для изменения того, как белки реагируют, так, чтобы они могли распознавать различные типы химических веществ. С помощью транзисторов, соединенных с белками, ученые сумели измерить уникальные изменения тока, когда белки реагируют на запахи, и записали их. Так было создано настоящее машинное обоняние, причем машина после считывания запаха отправляла сообщение, которое можно расшифровать.

Система оказалась невероятно чувствительной, почти как человеческий нос.