Астрономы впервые проследили взрыв сверхновой с самого начала

Космический телескоп Swift случайно поймал первые моменты взрыва сверхновой в галактике NGC2770. Это наблюдение позволит астрономам заполнить некоторые пробелы в знаниях о массивных звёздах, рождении нейтронных звёзд и чёрных дыр, а также — воздействия сверхновых на окружающую их среду.

Надо сказать, что сверхновые (или чаще — оставшиеся после таких катаклизмов объекты) радуют астрономов открытиями регулярно. Почитайте, к примеру, о самой молодой взорвавшейся звезде Млечного пути, феерическом шоу голубого чудовища и взрыве "учебника сверхновых".
Гамма-всплеск, известивший о рождении сверхновой, был отснят орбитальным телескопом Swift (NASA, Swift Science Team, Stefan Immler).
Гамма-всплеск,известивший о рождении сверхновой, был отснят орбитальным телескопомSwift (NASA, Swift Science Team, Stefan Immler).

Казалось бы — чего ещё желать? Но вот, что пока не удавалось астрономам: поймать самое начало катастрофы. Обычно приборам доводилось "разложить по полочкам" лишь последующие события, связанные с расширением "облака" материала, выброшенного внезапно схлопнувшейся массивной звездой и уловить послесвечение взрыва. Речь фактически шла о днях после начала катаклизма.

Теперь Алисия Содерберг (Alicia Soderberg) из Принстонского университета (Princeton University) и ряд её коллег из других университетов и институтов восьми стран отрапортовали в Nature о случайном открытии: во время наблюдений за галактикой NGC2770 при помощи рентгеновского телескопа Swift, учёные неожиданно увидели там очень яркую гамма-вспышку, длившуюся несколько минут.

Чтобы убедится, что данная вспышка есть ни что иное, как свидетельство гибели звезды в "сверхновом" взрыве, астрономы направили на данную область неба целый ряд наземных приборов и пронаблюдали за развитием событий в течение месяца с лишним.

В конечном счёте удалось показать, что учёным действительно удалось поймать удачу за хвост: увидеть сверхновую непосредственно во время самого взрыва и пронаблюдать за развитием этой грандиозной катастрофы с самого её начала. Как утверждают звездочёты в новости Nature: это наиболее полная запись сверхновой на сегодняшний день. Она подтверждает связь рентгеновских всплесков и сверхновых, причём количество выделившейся энергии хорошо вписывается в модели.

"Я, безусловно, выиграла в астрономическую лотерею", — шутит Содерберг, подразумевая, что ей удалось оказаться в нужном месте в нужное время, то есть направить спутник в правильную сторону. Ведь предсказать где и когда взорвётся сверхновая — невозможно.

Авторы работы говорят, что в будущем, при "широкоугольном" наблюдении неба в рентгеновском диапазоне (при помощи чего-нибудь вроде "омара"), астрономы смогут наблюдать сотни сверхновых в процессе взрыва ежегодно.