Ученые разгадали секрет "испанки"

Эксперимент, проведенный группой американских ученых, позволил получить ценную информацию о патогенезе одного из самых опасных вирусов в истории человечества - знаменитой "испанки", унесшей в 1918-1919 годах от 50 до 100 миллионов жизней во всем мире.

В исследовании использовался образец вызвавшего эпидемию испанки вируса гриппа H1N1, который в конце прошлого года был воссоздан в научных целях в лаборатории Американского центра по контролю и предотвращению заболеваний (CDC) в Атланте, передает сайт Медновости.

Результаты наблюдения за  лабораторными мышами, зараженными смертельным вирусом, опубликованы в журнале Nature.

Вирус H1N1 весьма близок по своей структуре к вирусу птичьего гриппа H5N1. Тщательное изучение структуры этого вируса поможет ученым оценить вероятность возможной пандемии птичьего гриппа и своевременно разработать методы лечения и профилактики этого опасного заболевания.

В отличие от вируса птичьего гриппа, который в настоящее время передается человеку преимущественно при контакте с больными птицами, вирус испанки свободно передавался от человека к человеку, чем и объясняется огромное число жертв пандемии, поразившей мир в 1918-1919 годах.

Все зараженные вирусом H1M1 подопытные животные погибли в течение нескольких дней после заражения. По данным исследователей, при попадании в организм подопытных животных, вирус не только вызывал тяжелое поражение легких, но провоцировал аномальную реакцию иммунной системы организма, которая и была основной причиной столь тяжелого протекания инфекции.

"Суть происходящего, по нашему мнению, заключается в мощной активации вирусом воспалительного ответа в организме хозяина, и именно этот ответ значительно увеличивает ущерб, нанесенный инфекцией", - отмечает координатор исследовательского проекта профессор микробиологии Вашингтонского университета Джон Кэш (John Kash).

Похоже, что иммунная система хозяина слишком активно реагирует на вирус, и уничтожает слишком много клеток, и именно это делает вирус таким патогенным.

По словам другого соавтора исследования сотрудника Медицинской школы Маунт Синай доктора Кристофера Бэслера (Christopher Basler), исследователи намереваются повторить эксперимент несколько раз, чтобы детально изучить суть процессов, происходящих в иммунной системе зараженных организмов.

"Это может помочь нам в разработке специфических методов лечения различных разновидностей вируса гриппа, а также вируса птичьего гриппа", - сказал Бэслер.