Из-за глобального потепления изо льдов Антарктиды может вырваться яд

Таяние ледников Антарктиды, вызванное глобальным потеплением, может высвободить заключенные в них химикаты, в частности, ДДТ (дихлордифенилтрихлоэтан) - сильнейший яд, от использования которого большинство государств отказалось почти 30 лет назад.

Биолог из Вирджинского института изучения моря в США Хайди Гайц, исследовавшая влияние химикатов на пигвинов и других животных Антарктики, предупреждает, что потепление может выбросить в океан целый набор ядов, в том числе PBDE и PCB (полибромированные дифениловые эфиры и полихлорированные бифенилы). Это запрещенные к применению промышленные химикаты, которые могут вызывать проблемы со здоровьем у людей, в частности, неврологические расстройства.

"ДДТ - не единственный химикат, который попадает в организм птиц, и определенно не самый худший", - отметила Гайц, слова которой цитирует журнал New Scientist.

Химики впервые синтезировали ДДТ в 1874 году, однако его стали активно использовать в качестве инсектицида лишь в 1940-х годах. С его помощью удалось снизить уровень заболеваемости малярией во многих странах, однако наносимый им урон окружающей среде начал вызывать озабоченность, сообщает РИА "Новости".

В 1962 году книга американского биолога и деятеля экологического движения Рэчел Карсон "Безмолвная весна", посвященная негативному воздействию пестицидов на природу, вынесла эту проблему в центр внимания общества. В ней, в частности, описывалось, что птицы, в пище которых содержался высокий уровень ДДТ, откладывали яйца с очень тонкой и хрупкой скорлупой. В 1972 году США запретили использование ДДТ, в 1984 году этому примеру последовала Британия. Некоторые страны продолжают использовать этот химикат, но общемировые его выбросы резко снизились - с 40 тысяч тонн в 1980 году до тысячи тонн в год теперь.

Хайди Гайц, которая работает в Антарктике с 1999 года, изучает долговременные изменения в химикатах, которые находят в организме морских птиц.

В 1964 году исследования обнаружили ДДТ в организме антарктических пингвинов Адели. Гайц и ее коллеги ожидали, что спустя четыре десятилетия его уровень понизится, однако было установлено, что содержание ДДТ в организме птиц, живущих в районе Антарктического полуострова, не изменилось.

ДДТ образует мелкие частицы, которые вместе с движением воздуха путешествуют в сторону полюсов. Когда ДДТ путешествует по пищевым цепям, от планктона к креветкам, а затем к пингвинам, он превращается в похожее вещество под названием ДДЕ.

Чем больше ДДЕ в организме животных, тем дольше химикат присутствует в окружающей их среде, говорит Гайц. Однако ее группа установила, что в организме пингвинов низкий уровень ДДЕ - это означает, что здесь недавно появился новый источник ДДТ.

Гайц пока не берется объяснить, откуда появился ДДТ. Вместе с тем, во времена активного применения ДДТ в 1950-1960-е годы антарктические ледники росли, вмораживая в себя химикаты, такие как этот инсектицид. Средние зимние температуры на Антарктическом полуострове за 30 лет выросли на шесть градусов, и теперь ледники тают быстрее, чем растут . Последние исследования показывают рост уровня ДДТ в воде из тающих ледников.

Чтобы более полно установить влияние химического загрязнения на экосистему Антарктиды Гайц планирует проследить пути других загрязняющих веществ из ледников в организмы животных.