Der Spiegel: будущее МКС под угрозой из-за бедности России

Существование Международной космической станции (МКС) вызывает серьезные опасения: после того как американцы уже поставили под сомнение смысл существования МКС и завершения всех планировавшихся работ, теперь о своих проблемах заявили русские, пишет немецкий журнал Der Spiegel.

Из-за острой нехватки средств работа над российским сегментом может завершиться не раньше 2015 года - на пять лет позже первоначально запланированной даты. Однако в 2015 году заканчивается оговоренный партнерами срок службы самой МКС.

На данный момент в распоряжении российской стороны имеется лишь треть первоначально запланированных средств, и Россия сейчас старается заручиться поддержкой США в своих планах по пролонгации срока службы станции до 2020 года. Впрочем, это также отвечает интересам европейцев и японцев, которые охотно продолжат эксплуатацию своих научных модулей Columbus и Kibo и после 2015 года, отмечает издание.

Однако даже продление срока службы МКС не решит все российские проблемы, ведь скоро закончится гарантийный срок службы их модулей "Заря", "Звезда" и "Пирс", которые были выведены на орбиту в период с 1998 по 2001 год, продолжает Der Spiegel. Поэтому и возник вопрос, насколько имеет смысл строить и запускать в космос новые модули, в том числе уже близкий к завершению многофункциональный лабораторный модуль, призванный расширить научно-исследовательские возможности МКС. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)

Россия осуществила на МКС лишь 20% запланированных проектов

По данным Николая Анфимова, председателя научно-технического координационного совета, ответственного за пилотируемые исследования космоса, Россия до сих пор осуществила на МКС только 20% запланированных проектов. По его словам, причина в том в том, что на эти цели выделяется "менее 1%" средств, предназначенных на пилотируемые космические полеты.

Кроме того, у России не решен вопрос с электроэнергией: уже сегодня ей приходится дорого покупать электроэнергию для МКС у американцев, потому что их собственные мощности не превышают 5 киловатт, а нужно в десять раз больше. "В 2009 мощности американского сегмента достигнут 100 киловатт, тогда как мы планируем повышение до 7 киловатт лишь к 2011 году", - приводит немецкий журнал слова главы ракетно-космической корпорации "Энергия" Виталия Лопоты. Принципиальный перелом возможен только путем добавления к многоцелевому лабораторному модулю двух научно-энергетических модулей, указывает издание.

Проблем добавляют американцы

Не меньше головной боли сулят российскому аэрокосмическому агентству "Роскосмос" и проблемы со снабжением, которые начнутся в 2010 году с прекращением полетов к МКС "шаттлов", после чего России придется взять на себя все пассажирское сообщение, по меньшей мере до 2015 года - только тогда будет готов новый американский космический корабль Orion, отмечает немецкий еженедельник.

Чтобы уже в 2009 году удвоить число членов экипажа МКС с нынешних трех человек, Россия должна строить значительно больше космических кораблей "Союз", в том числе и для американцев. Но необходимое для этого разрешение правительства США действительно лишь до 2011 года. Вскоре должны начаться переговоры о его продлении до 2013 года.

Кроме того, Россия опасается, что американцы могут отказаться от сотрудничества с РФ, которой платят за свой грузооборот около 2 млрд долларов в год, в пользу Европейского космического агентства (ESA), чтоб создать американо-европейское доминирование на МКС, отмечает издание. Имеется ввиду новый европейский транспортный корабль ATV (Automated Transfer Vehicle). Первый грузовик серии ATV - "Жюль Верн", стартовавший 9 марта с французского космодрома Куру, 3 апреля успешно пристыковался к Международной космической станции. А в будущем у ATV может также появиться пилотируемая версия.