Динозавров сгубил мощный нефтяной взрыв

Решающую роль в повальном вымирании динозавров могло сыграть быстрое сгорание обширных запасов нефти. К такой необычной версии одного из самых драматических эпизодов развития биосферы пришла группа учёных из Америки, Великобритании и Италии под руководством учёного Марка Харви (Mark C. Harvey) из университета Индианы в Блумингтоне (Indiana University Bloomington).
В отложениях, относящихся ко времени K-T-вымирания, часто находят следы некоего масштабного пожара. Ранее некоторые учёные считали, что после падения астероида в то время сгорела значительная часть лесов, и к гибели динозавров привело именно это (фото с сайта solarnavigator.net).
Вотложениях, относящихся ко времени K-T-вымирания, часто находят следынекоего масштабного пожара. Ранее некоторые учёные считали, что послепадения астероида в то время сгорела значительная часть лесов, и кгибели динозавров привело именно это (фото с сайта solarnavigator.net).

Исследуя отложения, возраст которых составляет около 65 миллионов лет, исследователи обнаружили в них крошечные углеродные сферы диаметром порядка 50 микрометров. Так как в указанное время и произошло глобальное вымирание многих видов животных (оно известно в геологии под названием "K-T-граница"), то учёные сделали вывод о том, что находка может иметь какое-то отношение к этому событию.

Такие микросферы исследователи обнаружили в геологических отложениях в Канаде, Испании, Дании и Новой Зеландии (фото Mark Harvey).

Интересно то, что эти микросферы в большом количестве появляются в современной атмосфере, являясь продуктом сгорания угля и сырой нефти. Естественно, ничего подобного тогда не могло быть, ведь эти углеродные микроструктуры, по словам Харви, являются характерным индикатором индустриальной активности.

Часто гибель многих животных, произошедшую в то время, учёные связывают с падением гигантского астероида, породившего кратер Чиксулуб. Харви и его коллеги согласны с этой идеей, однако картину трагедии они дополняют одним важным моментом.

Согласно концепции исследователей, астероид попал в крупный резервуар с нефтью, из-за чего она, попав в воздух, взорвалась. Диаметр "гриба" от взрыва мог достигать сотен километров. Одним из продуктов такого сгорания и стали упомянутые микросферы, которые и осели в породе.
Подробности исследования можно узнать из публикации в журнале Geology.