Новая окаменелость протоптицы показала, зачем ей были нужны перья

В Германии археологи обнаружили новую окаменелость археоптерикса, которая отличается замечательно сохранившимися различными следами перьевого покрова по всему телу.

Немецкие эксперты утверждают, что перья у первых пернатых были нужны не для полетов, а для привлечения внимания своих брачных партнеров, и только позже в ходе эволюции стали приобретать аэродинамические свойства.

Археоптерикс — это знаменитая «протоптица», некое промежуточное звено между динозаврами и пернатыми. Все находки окаменелостей птицы, начиная с 1861 года, были обнаружены в окрестностях Зольнхофена в южной части Германии. Однако специфику перьевого покрова археоптерикса по таким образцам реконструировать было фактически невозможно.

Новая, одиннадцатая по счету находка в этом смысле выгодно отличается от прежних: контурные перья остались не только на крыльях и хвосте, но и на всем теле, а также на нижних конечностях этой «первоптицы». На верхней части лап были длинные четырехсантиметровые перья симметричной формы, а на нижней — более короткие. Перья расположены симметрично (относительно стержня) — и данный факт делает уязвимой гипотезу происхождения полета из планирования на четырех крыльях. Для подобных движений перья должны располагаться ассиметрично (одна сторона более узкая и вытянутая). Но перья на хвосте археоптерикса оказались весьма длинными (9,9—11,5 сантиметра) и ассиметричными, что свидетельствует об их возможной аэродинамической функции.