Свежая чёрная дыра вылетела из центра галактики

Слияние двух массивных чёрных дыр привело к возникновению мощных гравитационных волн, которые выбросили "объединённую" чёрную дыру за пределы галактики. Это фантастическое событие, ранее описывавшееся только теоретически, было замечено группой астрономов под руководством Стефани Комосса (Stefanie Komossa), доктора астрономии из института внеземной физики Макса Планка (Max-Planck-Institut f&uumlr extraterrestrische Physik).
За неимением фотографии исследователи предложили такую несколько комичную картинку, живописно показывающую события в изученной галактике (иллюстрация MPE/HST-Archive).
Занеимением фотографии исследователи предложили такую несколько комичнуюкартинку, живописно показывающую события в изученной галактике(иллюстрация MPE/HST-Archive).

Как объясняют учёные, в момент слияния чёрных дыр (об этом процессе можете кое-что почитать, например, тут), находящихся в центре галактики, возникают гравитационные волны очень большой силы. Они распространяются преимущественно в одном направлении, что приводит к перемещению возникшей "новой" чёрной дыры в противоположную сторону — возникает что-то вроде реактивной силы.

Из-за этого чёрная дыра может вырваться из "гравитационных объятий" своей галактики и начать "свободный полёт". Именно это и было обнаружено в галактике, известной под названием SDSSJ092712.65+294344.0.

Собрав данные наблюдений, астрономы определили, что скорость движения чёрной дыры огромна — 2650 километров в секунду. Масса объекта превышает солнечную в 100 миллионов раз.

Как уточнили исследователи, вместе с чёрной дырой продолжает движение и аккреционный диск, состоящий из газа, "накрученного" вокруг неё. При этом часть материи диска продолжает падать на дыру, интенсивно испуская электромагнитное излучение в рентгеновском диапазоне.

По словам специалистов, данное открытие является важным подтверждением существования гравитационных волн и доказывает, что чёрные дыры действительно могут сливаться.

Подробности исследования можно узнать из статьи, опубликованной в журнале Astrophysical Journal Letters.