В глобальном потеплении теперь обвиняют жуков

Учёные из службы охраны лесов Канады (Canadian Forest Service) обнаружили, что заражение деревьев лубоедом сосны горной (Dendroctonus montanae) на западе страны влияет на количество выбросов диоксида углерода в атмосферу.

Дело в том, что жуки в определённые годы активно размножаются и губят деревья тысячами, а те в свою очередь разлагаются. Если не встать на защиту сосен, к 2020 году выброс парниковых газов может превысить их поглощение деревьями – биологи бьют тревогу.
От нашествия лубоедов лес гибнет как минимум не только в Канаде, но и в США (фото с сайта uky.edu).

Особенно способствует увеличению популяции жуков тёплая и сухая погода (и зимой в том числе), иногда Dendroctonus montanae даже пробираются севернее своих обычных мест обитания и поражают ещё большие площади.

iDendroctonus ponderosae/i по размерам не превышает рисовое зёрнышко (фото Doug Linton, Natural Resources Canada).
Dendroctonus ponderosae по размерам не превышает рисовое зёрнышко (фото Doug Linton, Natural Resources Canada).

Получается замкнутый круг: пресловутое глобальное потепление приводит к росту численности паразитов, они губят леса, а древесина разлагается и ещё больше повышает температуру планеты.

Используя компьютерную модель, команда учёных под руководством Вернера Курца (Werner Kurz) просчитала эффект от нападения лубоедов. Выяснилось, что на изучаемой площади леса в канадской провинции Британская Колумбия (374 тысячи квадратных километров) за год из-за жуков в атмосферу будет выброшено около 20 мегатонн углерода, в то время как ежегодные пожары по всей стране создают "всего лишь" 27 мегатонн этого вещества.

Чего же добиваются Курц и его соратники? Чтобы их выводы включили в мировые модели, просчитывающие оборот парниковых газов в атмосфере. Они настаивают, что именно повышение количества Dendroctonus montanae приводит к столь значительному эффекту в Канаде.

Кроме того, необходимо выяснить, как влияют популяции вредителей на здоровье "лёгких планеты" в других регионах мира, отмечают учёные.

Статья авторов опубликована в журнале Nature.