Эффективная пористая структура обнаружена на дне океана

Эффективность химических процессов либо фармацевтических средств часто зависит от площади их поверхности.

Пористые структуры с отверстиями примерно от 2 до 50 нм считаются наиболее перспективными. Их обычно называют мезопорами.

Недавно Игорь Злотников и Петер Фратцль, Институт коллоидов и поверхностей Макса Планка, с неподдельным удивлением обнаружили мезопористый материал, который создан не инженерами, но самой эволюцией жизни — видом Monorhaphis chuni из класса шестилучевых (то есть стеклянных) губок.

Эти губки обитают на дне Индийского и Тихого океанов, формируя на самой нижней поверхности сантиметровый столбик-спикулу. С его помощью губка прикрепляет себя к морской тверди. По мере роста данного существа столбик тоже увеличивается в размерах, порой достигая трёх метров.

В середине столбика находится стеклянная «нить», что пронизана порами диаметром примерно 5 нм. Каждая такая пора занята яйцеообразной протеиновой молекулой, что известна как силикатеин (данный белок участвует в осаждении биогенного кремнезёма).

Расположение в центре каждой поры подобной молекулы делало размеры этих пор совершенно одинаковыми, а их структуру — вполне упорядоченной.