Жизнь на Земле уже погибала

Изучение лунных пород, привезенных в 1960-1970-х гг. миссиями Apollo на Землю, привело к неожиданным результатам. Оказалось, что...

...3,9 миллиардов лет назад Земля и Луна подверглись интенсивной метеоритной бомбардировке.

Полученный результат может иметь важнейшее значение и для разрешения загадки происхождения жизни на Земле: процесс ее зарождения происходил приблизительно в то же самое время, передает turist.ru.

Результаты проведенного в Университете Орегона под эгидой NASA исследования опубликованы в журнале Международного Метеорологического общества Geochimica et Cosmochimica Acta.

Ученые отобрали для изучения около 50 образцов лунных пород. Практически все образцы имели возраст от 3,8 до 4 миллиардов лет, что удалось установить изотопными методами. Кроме того, многие образцы содержали в себе 'химические отпечатки', четко показывающие, что они имеют смешанное метеоритно-лунное происхождение.

Новые данные подтверждают наличие периода "Поздней тяжелой бомбардировки" (Late Heavy Bombardment - LHB), который длился около 100 миллионов лет и начался около 3,9 миллиардов лет назад. В это время на Землю и Луну обрушился град метеоритов и астероидных тел. Этот период оказывается крайне важным для понимания происхождения жизни на Земле: по современным представлениям, первые микроорганизмы зародились на Земле именно в это время.

Исследователи отмечают малое количество земных доказательств периода LHB. В первую очередь, их отсутствие связано с наличием атмосферы и жизни на нашей планете. Однако в 2002 году в осадочных породах удалось обнаружить аномальное количество вольфрама, как полагают, внеземного происхождения. Возраст вольфрама оценивается в 3,7 миллиарда лет.

Роберт Дункан из Орегонского университета считает, что жизнь на Земле смогла возникнуть только после окончания периода LHB. "Если она даже и возникла до этого времени, программу жизни пришлось перезагрузить".

"Жизнь, возможно, нашла убежище, если она спряталась в трещины или щели, или существовала на дне океана," - добавил Дункан. Специалист не исключил и возможности занесения жизни на Землю во время LHB, тем самым представив еще один вариант гипотезы панспермии.

Не менее таинственной пока что представляется и причина, вызвавшая бомбардировку. "Солнечная система, возможно, имела 10-ую и 11-ую планету, которые столкнулись," сказал Дункан. Не исключает специалист и возмущение Нептуном или прошедшей рядом звездой тел пояса Койпера.

Другие ученые считают причиной LHB разрыв силами тяготения планеты, находившейся между Марсом и Юпитером. Так что ясности в причинах, вызвавших грандиозную катастрофу в районе планет земной группы пока что не больше, чем в причинах, вызвавших появление жизни на Земле.