Найдена небольшая жаркая Суперземля

Учёные из испанского Высшего совета научных исследовний (Consejo Superior de Investigaciones Científicas) и университетского колледжа Лондона (University College London) открыли экзопланету, наиболее близкую к Земле по массе и "живущую" всего в 30 световых годах от нас.
Система Gliese 436 (иллюстрация NASA).

Скалистая планета, вращающаяся вокруг звезды Gliese 436, расположенной в созвездии Льва, открыта новым и весьма необычным методом. Если раньше многие экстрасолнечные миры находили по колебаниям лучевой скорости звезды (вызванным обращением планеты вокруг светила), то теперь землеподобный объект вычислен по колебаниям вычисленной же орбиты другой планеты, бегающей вокруг той же самой звезды.

Та планета-предшественница (Gliese 436 b) нам знакома — это мир, состоящий из раскалённого водяного льда. "Весит" она в 22,2 раза больше Земли. Период её обращения составляет 2,6 дня.

Так вот, оказалось, что эта планета испытывает резонансные возмущения со стороны ещё одной планеты-соседки, куда меньшей массы. Причём орбитальные периоды этих миров отличаются ровно в два раза.

Вычисления показали, что вновь открытая Gliese 436 c обладает годом длиной в 5,2 суток. Период же вращения её вокруг собственной оси равен 4,2 дня. Таким образом, на её поверхности день и ночь в 22 раза длиннее наших.

Масса Gliese 436 c равна всего пяти Землям, а диаметр — примерно в 1,5 раза больший, чем у нашей планеты, таким образом, это наиболее близкая Суперземля из ранее найденных.

Надо пояснить, что Суперземлями астрономы именуют планеты, которые весят от 1 до 10 Земель. Таких планет до сих пор было найдено очень мало. Вот они: замороженная OGLE-2005-BLG-390lb (в 5,5 раза тяжелее нашей родной планеты), горячая Gliese 876 d (примерно 5,88 массы Земли), удивительная Gliese 581 c (5,03 массы Земли) и потенциально обитаемая Gliese 581 d (7,7 массы Земли).

Увы, вновь открытая планета едва ли может быть пригодной для жизни, она самую малость горяча для этого. Вычисления показали, что её температура лежит в пределах 127-427 градусов Цельсия (но тут многое зависит от состава атмосферы), а на полюсах может быть даже чуток прохладнее (всего 77 по Цельсию).

О своём открытии международная группа астрономов отрапортовала в Astrophysical Journal.